По новому закону образование можно получить и на дому. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Если бы закон «Об образовании» появился несколько ранее, то я бы, наверное, многое поменяла в своей жизни, как это сейчас, возможно, уже пришлось или придется сделать многим родителям.Итак, если бы закон был принят, когда моя дочь училась в выпускном классе, я бы сразу же посадила ее на семейное обучение (экстернат – так этот вид обучения более понятен родителям). Этим я бы сэкономила время, впустую потраченное в школе. И не допустила бы ущерба здоровью ребенка, который изрядное время проводил в переездах по большому городу из школы в университет на дополнительную подготовку.
С утра я бы отправила ее на занятия в какой-нибудь центр для подготовки к ЕГЭ. Днем – на прогулку с преподавателем английского. Его бы я нашла, скооперировавшись с другими родителями, и обязательно – носителя языка. Он бы ходил с детьми на экскурсии по городу, выставкам, музеям и т.д. Просто разговаривал бы с ними на все темы, начиная с бытовых. Вечером отдохнувший школьник отправился бы на лекции преподавателей вуза. Задача здесь довольно проста – пройти весь школьный курс, только на более качественном уровне.
Если бы этот закон был принят еще раньше, когда мой ребенок учился только в средней школе, то я бы строже отнеслась к выбору самой школы. Нашла бы ту, где еще есть учителя – фанаты своего дела. Не поленилась бы, прорвалась бы на их уроки. Если бы не получилось найти школу с фанатами, подговорила бы родителей класса нанять вместе (это дешевле) учителя или специалиста по основным предметам, который проводил бы занятия с детьми вне школы. Главное в средней школе, чтобы ребенок не запустил учебу. Ведь никаких бесплатных кружков, никаких дополнительных занятий в школе, возможно бы, и не стало. Закон вынуждает школы оптимизировать свои затраты. Почему нельзя организовать занятия с педагогом в школе?
Как трактуют закон эксперты Центра правовой информации, «по новому закону государство обязано обеспечить каждого бесплатным общим образованием в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Платные образовательные услуги не могут заменять обучение, которое финансируется из бюджета. (В противном случае образовательная организация обязана вернуть все деньги обучающемуся или его родителям!) Платные образовательные услуги не могут проводиться школой (образовательной организацией) вместо основной образовательной деятельности».
Впрочем, я не уверена, что моя дочь вообще училась бы именно в этой школе. Новый закон предусматривает подушевое финансирование. Школа, где она училась, сегодня сливается с соседней. В рыночных отношениях выживает сильнейший.
Если бы этот закон был принят, когда мой ребенок ходил в детский сад... То мне пришлось бы платить за присмотр и уход больше, чем мы платили. Нас убеждают, что закон дает небольшую нагрузку на родительский бюджет (всего-то 5%). Тем не менее уже целый ряд экспертов высказали свои опасения, что это не совсем так. Ведь в принципе все, что не является образованием, есть присмотр и уход. А это очень приличные расходы.
Во-вторых, закон исключает подготовку к школе. Моя пятилетняя дочь посещала подготовительные занятия в школе. Теперь тому же будут учить игровым способом в детском саду. Мой ребенок проходил конкурс, чтобы попасть в лучшую школу района. Сейчас это вне закона. Более того, и стандарты не обязывают учителей в рамках дошкольного образования добиваться от своих подопечных, чтобы к такому-то году они умели писать, а к такому-то считать. К концу младшей ступени обучения специалисты обещают выравнивание их знаний. Что значит «выравнивание»? Кто знал больше, просто перестает получать знания в том же темпе?
Кстати, если бы закон был принят в то время, возможно, мне вообще пришлось бы переехать в другой район Москвы, потому что лучшая школа для меня оказалась совсем не рядом с домом. В Москве есть свои приоритеты по приему детей в учебные заведения. Сначала берут москвичей и жителей района, на оставшиеся места – всех остальных.
В общем, как хорошо, что все это меня как родителя сейчас уже мало волнует! Все уже позади. Чуть не забыла, возможно, мы имели бы еще и проблемы с поступлением в вуз. Ведь мониторинг эффективности вузов теперь ежегодный. И каждый раз после выхода мониторинга университетское сообщество сотрясали бы скандалы. Количество высших учебных заведений с каждым годом старались бы довести до предполагаемой цифры. А это – перемещения студентов из вуза в вуз, сокращение кафедр, неувязки программ и прочие мелкие и крупные неприятности процесса.
И, возможно, в этих условиях неразберихи я бы подумала над тем, чтобы отправить ребенка на год-другой куда-нибудь за границу подучить английский язык. Очень пригодится в будущем. Нам ведь обещают сегодня, что результаты ЕГЭ будут действительны еще пять лет.
Вот все это пришлось бы мне непременно проделать, но прежде выполнить еще одно, но не менее важное условие – найти еще одну работу...