Фото Reuters
Велопрогулка петербургских чиновников по центру города организовывалась в атмосфере строгой секретности. Несмотря на то что было заранее объявлено, что глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Дмитрий Буренин и вице-губернатор Марат Оганесян совершат «покатушку» с журналистами и велообщественностью, в пресс-службах до последнего дня на вопрос о дате и времени отвечали: «Мероприятие закрытое. Вы же понимаете, высокопоставленные лица поедут на велосипедах…» Было непонятно: случалось видеть на двух колесах за рубежом и министров, и мэров. «Это забота о безопасности. Поймите, первые лица, и их обступят…»Впрочем, в среду вечером удалось увидеть на велосипеде только одно «высокопоставленное лицо» – Дмитрия Буренина. И это лицо ничем не отличалось от прочих петербургских лиц на оживленной Владимирской площади. Массы не спешили высказать в глаза свое отношение к проблемам транспортной инфраструктуры, они проходили мимо, попросту не узнавая ответственного чиновника, а пресса не была широко оповещена. Вместо вице-губернатора приехал его пресс-секретарь, а мечта велоактивистов увидеть за рулем велосипеда губернатора Георгия Полтавченко, по-видимому, останется несбыточной. Два с небольшим километра по долго согласовывавшемуся маршруту завершились совещанием в КРТИ, куда специально для мероприятия был доставлен удобный велопарковочный модуль (правда, всего на день, но, возможно, потом его установят и насовсем).
Заранее заявленной целью Буренина было доказать, что в центре Питера на велике ездить нельзя. Велодорожки нужны в парках и спальных районах «для спорта». Цель движений велосипедистов – доказать, что даже центр города пригоден для велосипедистов, просто чиновники этим заниматься не хотят ни в центре, ни в спальных районах. На дорогах города гибнут семь-восемь велосипедистов в год. И наиболее опасны слишком «быстрые» улицы, по которым нужно добираться из дальних районов в сторону центра через промышленные территории постройки конца XIX – начала XX века. Поскольку любое новое дело невозможно без ошибок, имеет смысл обкатать его, а затем приступить к велосипедизации самого центра. А также легализовать уже имеющиеся возможности.
Некоторые из них корреспонденту «НГ» довелось использовать при поездке к старту велопрогулки. Проезжая часть Охтинского моста была запружена автобусами, легковушками и грузовиками, а на въезде возникла пробка. Зато на пешеходной части автору встретились лишь трое прохожих и пятеро велосипедистов, путь был легким и быстрым. А в ходе велопрогулки пришлось отстать от колонны из-за поломки. Но, сократив маршрут и проехав «огородами» (включая знаменитый рынок – Апраксин двор с огромной неухоженной территорией и полукриминальной публикой в самом что ни на есть центре), удалось оказаться в конечной точке самой первой.
«Велосипедист подобен канарейке, которую запускают в шахту, – любит повторять почетный председатель клуба «ВелоПитер» Илья Гуревич. – Канарейка выжила – людей можно спускать в шахту, не отравятся ядовитыми газами. Если в городе комфортно ездить на велосипеде, то городская среда пригодна и для жизни всех остальных – спортсменов и инвалидов, водителей и пешеходов, стариков и мам с колясками». Илья имеет в виду в том числе пандусы и лестницы, выходы на набережные и т.д.
«Я сам в центре города не посоветую своим детям на велосипеде ездить, там воздух вреден для здоровья», – заявил Буренин. И сразу послышалось перешептывание: «А пешком ходить в центре? А жить в центре? А туристов по центру водить?»
Пожалуй, на совещании «принцип канарейки» проявился в полной мере. Дано: некая группа горожан (по разным оценкам, от 1 до 1,5 млн.), желающая ездить на работу или по другим делам на велосипедах. Несомненные плюсы: экологичность и компактность этого вида транспорта, давно зарекомендовавшего себя в соседней Финляндии. Минусы, разумеется, – бюджетные траты, а также преодоление множества ГОСТов и СНИПов плюс поправки в ПДД. Подход «высокопоставленного лица» конструктивен. Пункт первый – предлагайте маршруты, мы их изучим и решим, что возможно, а что нет. Очень разумно – власть советуется с общественностью. Но советуется она с ней в четвертый раз начиная с 2008 года (менялись комитеты, менялись их руководители, да и губернатор поменялся). А на уровне согласований все рушится. Потом Гуревич делился воспоминаниями за чашкой кофе: «На совещании при одном из вице-губернаторов я радовался, что я такой крупный, а то могли бы снести под горячую руку... Ведомства буквально дрались между собой за каждую запятую. Это ж их интересы».
Пункт второй. Дарья Табачникова («Велосипедизация Петербурга») и депутат Заксобрания Ольга Галкина предлагают: есть квалифицированные люди, они бесплатно могут помогать в проектировании, в экспертизах и т.д. Бесплатно – Буренин не желает: «Я возьму вашего человека на работу. Я буду платить ему зарплату и премию. Но он у меня будет заниматься не только велодорожками, но и всем остальным». Вариант с городским заказом для профильных НИИ, зарекомендовавших себя в стране и за рубежом, главе КРТИ тоже не нравится, и он опять повторяет (и это надежно фиксируется в СМИ): «Я готов взять человека на зарплату». Это удобная формула. Мол, мы вас зовем в чиновники, но вы хотите лишь критиковать и ни за что не отвечать.
Мысль о том, что серьезный специалист не бросит ради чиновничьего поста проверенный коллектив и свое дело, даже не рассматривается. Велоактивисты, однако, считают даже такую готовность что-то решать, а не отметать – неким успехом. И уже мелочь, что речь идет не о личной фирме, где хозяин может сказать: «Я возьму, я буду платить», а о зарплате за счет налогоплательщиков, больших и малых.
О налогах, впрочем, тоже шла речь – например, о налоге для велосипедистов, который нужно ввести, если они хотят соответствующую инфраструктуру. Это тоже логично – следующей инициативой можно сделать налог для пешеходов. А еще налог с коляски, например. Или налог с продуктовой тележки.
Санкт-Петербург