Фото Reuters
Певцы, художники, парикмахеры и другие представители изящных ремесел – люди сугубо творческие, и их дар, как правило, от бога. Поэтому зачастую их просто несет творческая волна и вряд ли можно предвидеть, куда она их вынесет. В этом обстоятельстве изначально заложены конфликты с остальным миром, который склонен жить по более рациональным законам.Проблема не нова, поскольку общеизвестно, что морально-этическая ответственность представителей искусства в культурном спектре общественного бытия, если верить древнегреческому философу Платону, получила осмысление еще в третьем веке до нашей эры. В диалоге «Ион» Платона имеется толкование художественного акта творчества, когда творец находится как бы в состоянии исступления.
Я исхожу из того, что у творящего нет никакой корысти. Так как получение той же Мадонной после ее выступления в Питере в поддержку движения ЛГБТ соответствующей медиапремии GLAAD Media Awards, на мой взгляд, ставит искренность ее порыва под вопрос. Тем более, если посмотреть идущий уже не первый год по всероссийскому каналу телесериал «Интерны», то отдельные его серии вполне можно интерпретировать как пропаганду позитивного отношения к сексуальным меньшинствам и как критику негативного отношения к геям со стороны некоторых представителей российского общества. Не знаю, видела ли Мадонна этот полный юмора сериал. Быть может, стоит его распространить по телеканалам вещания на зарубежные страны. Глядишь, и меньше претензий будет к организаторам зимней Олимпиады-2014 со стороны сексменьшинств.
Проблема в том, что с этими эксцессами делать остальным смертным, придерживающимся традиционных ценностей. Понятно, что они склонны упрощать проблему и переводить ее из возвышенного ареала в реальное законодательное ложе.
Мне кажется, что именно в этом корень проблем, связанных с недавней активностью в храме Христа Спасителя участниц группы Pussy Riot и с начавшимся на днях преследованием американского панк-коллектива Bloodhound Gang, басист которого во время концерта подтирался российским триколором и мочился на украинский желто-голубой флаг. Понятно, что подобные творческие подходы власти, как правило, воспринимают негативно.
Это происходит не только в России, как это старается представить западная – да и российская – либеральная интеллигенция. За примерами далеко ходить не надо.
В той же либеральной Германии на днях под судом оказались два представителя мира искусства. Берлинскому художнику Джонатану Мизе пришлось отвечать перед судом города Касселя за перформанс, организованный в рамках Дней Шиллера в мангеймском Национальном театре, в ходе которого он вскидывал руку в нацистском приветствии. Заверения художника, что этот жест лишь олицетворяет, по его мнению, «диктатуру искусства», судом во внимание приняты не были.
А известному рэперу по кличке Бушидо грозит несколько лет тюрьмы за призывы «покончить с политиками», прозвучавшими в его песнях. Германская юстиция интерпретировала их как призывы к убийству со всеми вытекающими последствиями.
При всем при этом Бушидо – личность довольно известная на немецкой авангардной сцене. Его настоящее имя – Аниc Мохамед Юссеф Ферчичи, в 2011 году он даже получил главную награду немецкой поп-музыки «Бамби» в категории «успешная интеграция». Музыкант «перевоспитался», резюмировало жюри. К тому времени берлинский рэпер, заявивший о себе в начале нулевых годов текстами песен, пропагандирующими насилие, гомофобию и сексизм, заметно изменил свой агрессивный имидж иммигранта, презирающего законы и мораль. Определенное время после этого вокруг рэпера было тихо. Журналисты Deutsche Welle полагают, что Бушидо это не устраивало, и он решил напомнить о себе, спровоцировав очередной скандал.
К началу продаж нового альбома Бушидо выпустил видеоклип под названием «Стресс без причины». Действительно, причин для стресса клип предоставил общественности множество. В нем Бушидо желает смерти немецким политикам, в частности, Серкану Тёрену из Свободной демократической партии Германии и представительнице «Зеленых» Клаудии Рот, а гомосексуальность бургомистра Берлина Клауса Воверайта рифмует не самым остроумным образом.
Были ли это убеждения Бушидо, покажет процесс над ним, и предварять решение суда, наверное, не стоит. Но скорее всего за этими эксцессами стоит просто самореклама (если не большие деньги), как и во многих других случаях с представителями творческого авангарда. Однако в таком случае можно посоветовать просто не переходить границы дозволенного (определяемые статьями административного или уголовного кодекса в странах Европы – и Восточной, и Западной) или иметь под рукой грамотных юристов. Ведь реклама тоже должна оправдывать потраченные на нее средства.