Красить дорожные ямы активисты начали по всей стране. Фото с сайта www.nn.ru
В Нижнем Новгороде возникла загадочная инициативная группа. Она выходит на свои акции по ночам. С ведром белой краски. Цель – отметить на дороге все опасные для водителей ямы. Хотя бы на центральных улицах, где наиболее оживленное движение. Чтобы таким образом предупредить людей об опасности. (Белый цвет виден издалека и днем, и ночью.) А заодно – и дорожные службы.Сначала Егор Горбунов пошел на дело со своим другом. Этой весной он не заметил яму и пробил колесо, вот и решил активно противодействовать общепринятому российскому явлению. Идею он позаимствовал из Казани, узнал о ней из Интернета. Там этой весной уставшие от городского бездорожья люди тоже начали метить ямы по ночам белым цветом. Новое движение они назвали «Дорога OFF».
Причем участники этого самостийного движения проявили юридическую сознательность, отмечая только ямы, не соответствующие ГОСТу. Ведь лишь такие (не меньше 15 см по длине, 60 см по ширине и 5 см по глубине) подлежат по российскому законодательству немедленному ремонту. Все остальное считается на наших дорогах вполне легитимным.
В результате участникам этого движения удалось покрыть белыми кругами практически все центральные улицы. «Хотя бы их», – говорит Егор, признавая, что ни краски, ни людей на весь город не хватит. (28-килограммовое ведро специальной дорожной краски стоит 2200 руб.)
Поначалу горожане думали, что ямы белой краской отмечают дорожники. «Нет бы ремонтировали, а то красить вздумали», – ворчали люди. Но затем сити-менеджер Олег Кондрашов был вынужден признать, что дефекты на дорогах метят «гражданские активисты». Тут уже об акции рассказали некоторые местные СМИ. И даже в ГИБДД пусть сдержанно, но дорожные граффити поддержали. Мол, привлекать общественное внимание к проблеме необходимо.
А в адрес участников акции в Интернете уже посыпались слова благодарности. Нижегородцы признавались, что белые круги действительно помогли им не попасть в ямы. Констатировали, что некоторые дороги придется целиком залить краской. Некоторые вызвались вложиться в закупку краски. «Яма, оказывается, соответствует ГОСТу, – возмущался пользователь pdp11. – Дороги с ямами – стандарт качества». Пользователь PyJIoH заметил, что «с удовольствием свои 5000 транспортного налога отдал бы не дармоедам из правительства, а этим ребятам на краску». Кстати, ставки транспортного налога в Нижегородской области вот уже шесть лет одни из самых высоких в стране.
Между тем красить ямы начали и в других городах. В Москве, Твери, Орле, Липецке, Волгограде, Екатеринбурге этой весной проходили акции «Яма в цвет». Там горожане помечают дефекты на дорогах в разные цвета из баллончиков. В Брянске дороги не только раскрасили, но и дополнили нецензурными надписями. А также поставили на асфальте рядом с ямами отметку «улица Денина». В честь местного губернатора Николая Денина. В Ярославле появилось общественное движение «Ямаславль», активисты которого не только раскрашивают дорожные казусы, но и самые глубокие из них засадили картошкой. А еще в прошлом году в Екатеринбурге местные художники рисовали вокруг дорожных ям портреты первых лиц области и города. В результате эти дорожные отметины тут же привлекли внимание городских служб. Которые пытались сначала отмыть портрет губернатора, а потом, отчаявшись, залили все изображения краской. Ну, и помеченные ямы заодно засыпали.
Только в Нижнем Новгороде этой весной 18 подрядных организаций, ремонтировавших городские дороги, получили предписания с требованиями устранить обнажившиеся дефекты. Дороги в России – это особая отлаженная система. С ними все происходит так же, как с мостом в советском анекдоте. Там грузин каждый год строил один и тот же мост через горную речку и стал благодаря этому миллионером. Потому что каждую весну этот мост сносило селевым потоком.
Вот и российские дороги каждую весну должны расползаться, дорожники переходить на аврал, чиновники ругать дорожников, а недовольные горожане тыкаться в ямы и тыкать в них тех же чиновников и дорожников – не буквально, а на кухнях и в крайнем случае в Интернете. А вот граждане, которые не просто ворчат, а ямы начинают раскрашивать и сознательно им противостоять, в эту дорожную систему России не вписываются. Они рискуют даже ее изменить. Потому что, если таких граждан будет становиться все больше, прижившаяся щедрая традиция строительства дорог «до весны авось доживет» начнет обрастать высокими транзакционными издержками. Ямы будут грозить реальными репутационными потерями, судебными взысканиями и осознанным социальным протестом. Может быть, тогда станет выгодно строить дороги, которые не смывает. Хотя бы по ГОСТу.