Фото с официального городского портала "Нижний Новгород"
Нижний Новгород опять претендует на звание столицы. На этот раз – столицы великой Волги. В местной мэрии был разработан бренд с таким названием. И сейчас документы направлены в Роспатент.Стремление местных властей добиться для города называться какой-нибудь, но столицей, давно приобрело навязчивый характер. Еще в 90-е годы тогдашний губернатор Борис Немцов начал называть Нижний Новгород третьей столицей России. В подтверждение, правда, было использовано не решение Роспатента или какой-то иной документ, а старая поговорка: «Петербург – голова России, Москва – ее сердце, а Нижний Новгород – карман». Очевидно, карман хоть в символическом, хоть в практическом смысле вчистую проигрывал и голове, и сердцу, но нижегородцы охотно подхватили эту идею.
Затем Сергей Кириенко, став полпредом президента в Приволжском федеральном округе, начал кампанию по приданию Нижнему Новгороду звания культурной столицы. Он добился и федерального финансирования этой кампании. Впрочем, неформальной культурной столицей России стала считаться Пермь. Так что обе нижегородские кампании закончились тем, что их инициаторы (Борис Немцов и Сергей Кириенко) перебрались в столицу (настоящую), а не наоборот.
Следующее обострение комплекса столичности случилось с городом в нулевые, когда на международной выставке в Берлине нижегородские чиновники увидели растяжку «Казань – третья столица России». Возмущенные, они начали новую кампанию по присвоению Нижнему Новгороду гордого звания, на этот раз решив зарегистрировать в Роспатенте соответствующий товарный знак. Казань пригрозила нижегородским властям судебным иском и также занялась официальной регистрацией бренда. Оказалось, что Казань назвал третьей столицей сам президент Владимир Путин на праздновании 1000-летия. В результате Роспатент отдал предпочтение Казани (не из-за Путина, а из-за того, что Казань подала заявку на несколько дней раньше Нижнего Новгорода).
Примечательно: выиграв спор в 2009 году, Казань новым брендом практически не пользуется. Местные эксперты сделали вывод, что быть третьей Казани не так уж выгодно. Казань, мол, город уникальный, и лучше стремиться быть в чем-то первым, чем укрепиться в своей третьесортности. Казанские пиарщики даже консультировались на этот счет с мировым гуру позиционирования Джеком Траутом. Тот, как известно, признает эффективность бренда № 1 и бренда № 2, а в потенциал № 3 совсем не верит.
А в Нижнем Новгороде теперь ратуют за звание «столицы великой Волги». Ожидается, что в Роспатенте решение может быть принято в четвертом квартале этого года. Вот только волжского в Нижнем Новгороде остается все меньше. Самая красивая часть набережной Волги в центре города уже несколько лет сплошь закрыта синим металлическим забором. Горожанам не видны ни городские причалы, ни теплоходы. Так что «как провожают пароходы» нижегородцы давно забыли. В этом году перестал ходить городской речной «трамвай» через Волгу до города Бор. Сначала количество «трамвайчиков» постепенно сократилось до одного, а этой весной и последний уже не вышел в рейс. Или в плачевном состоянии находятся малые городские речки. Например, в Борзовку и Ржавку (впадающие в Оку незадолго до ее слияния с Волгой) напрямую попадают канализационные стоки. Уже несколько лет депутаты Гордумы пытаются добиться у мэрии финансирования защиты этих речек от городских отбросов.
И все-таки от Нижегородского кремля открывается уникальная панорама на волжские дали. Великую Волгу у города действительно не отнять. И что сделаешь, если Нижний Новгород хронически одержим комплексом столичности.
Пожалуй, почти у каждого города есть какой-то навязчивый миф (а то и несколько), который влияет на его историю. Точно так же в жизни отдельного человека срабатывают те или иные сценарии, которые подспудно определяют всю его жизнь. Такие мифы часто бывают узнаваемы еще в детских снах. У Нижнего Новгорода был свой детский сон. В XIV веке Нижний Новгород в течение 51 года являлся столицей Нижегородско-Суздальского княжества. По преданию именно тогда город был проклят Сергием Радонежским. Преподобный Сергий приезжал в Нижний собирать русские земли, но не нашел у местного князя Бориса Константиновича должного стремления к политическому и духовному объединению. Это и вызвало сильное его недовольство. Так что Радонежский запретил службы в местных церквях. После этого нижегородские князья стали действовать как союзники московских. А затем Нижний был и вовсе захвачен москвичами.
Тогда, видимо, все и началось. Нижний Новгород еще возвращал себе звание столицы в 1395, 1411, 1425, 1440 году. …И до сих пор тяга к столичному званию не оставляет город. Здесь, например, исторически ревниво относятся к Москве, отсюда в Москву особенно охотно переезжают, тут с недоверием встречают высоких чиновников, направляемых на службу из первопрестольной.
Кстати, название Приволжская столица, которое Нижнему Новгороду принадлежит и так по праву как центру Приволжского федерального округа и которое охотно используют местные журналисты, нижегородские власти, да и жителей не удовлетворяет. Видимо, звание столицы должно обрести некий почти сакраментальный характер, благословленный, на худой конец, Роспатентом.
Нижний Новгород