30.04.2013 00:01:00
Прокрустово ложе унифицированной школы
Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая – обозреватель «НГ».
Вообще-то подобные заявления свидетельствуют о явном стремлении во что бы то ни стало взять школу под полный и тотальный контроль. А когда-то мечталось об автономии школ. Впрочем, сам президент уверен, что единый учебник – это совсем не значит, что мы должны вернуться к тоталитарному мышлению. «Если есть какая-то канва общая, официальная точка зрения, в учебнике вполне может быть изложена и такая позиция, и другая», – заявил Путин.
Хорошо, не будем говорить о тоталитаризме, продолжим дальше говорить о процессах унификации. Унификация школ происходит за счет процессов укрупнения школ. Эта концепция предполагает (пусть не обижаются реформаторы) перевод слабых школ всего лишь «под вывеску» успешных учебных заведений. Потому что если мед разбавить водой, то в результате получится не мед, а сладкая вода. Если взглянуть на карту объединений, то получается, что масштабы этого процесса просто огромны.
Например, по данным Московского комитета по образованию, в 2012 году в департамент обратились 2078 образовательных учреждений с предложениями о создании 613 образовательных комплексов. В настоящее время создано 298 образовательных комплексов на базе 842 школ и детских садов и рассматривается вопрос о создании 221 объединения.
Как предполагают руководители образования, объединение школ решает проблему зарплаты учителя. В школе появится больше талантливых учителей (зарплата же вырастет). Большая школа, по замыслу авторов объединительной унификации, позволит полноценней развивать профильную школу. И даже ликвидирует сумасшествие апрельских дней, когда несчастные родители ночуют под дверями престижных школ (все школы станут одинаковыми, предполагается – одинаково хорошими).
Впрочем, оптимисты уверены, что унификация школ просто невозможна. Даже по той простой причине, что никогда богатые, могущественные и образованные люди не смирятся с лишением их детей особых, привилегированных, условий для получения образования. Как первая ласточка: сегодня в РФ в противовес политике укрупнения появляются так называемые «предуниверситарии» – особые школы для одаренных детей при университетах, которых будет очень мало. Получается, что всех остальных загоняют в школы-комбинаты?
Кстати, существует и такая экспертная точка зрения, что в будущем массовая школа останется только для образовательного ликбеза. Те, кто пожелает для своих детей особого будущего, будет искать и использовать другие возможности дать им образование. Но при этом получается, что роль родителя в образовательном процессе только возрастет. И родители уже понимают, что взять на себя придется еще и материальную часть этого процесса. Разумеется, это не устраивает многих.
И у власти сначала появляется очень большое желание передать часть ответственности родителям, например – через попечительские советы школ. А затем не меньшее желание взять под свой контроль самих пап и мам. Мы все стали свидетелями объединения самых активных родительских комитетов страны под лозунгами политолога Сергея Кургиняна... В феврале 2013 года он вместе с соратниками подготовил и провел Первый всероссийский съезд родителей в Колонном зале, в Москве. Мероприятие получилось статусным, и съезд посетил Владимир Путин. Вот, очень любопытно, а что идет вслед за этой родительской активностью, подкрепленной «административным ресурсом»?
Яркий образец родительской активности показали рабочие Уралмаша. Члены общественного фонда «Уральский родительский комитет» обнаружили на полках екатеринбургского книжного магазина книгу Ксении Драгунской, в которой они нашли «элементы насилия, призывы к безнравственности и разврату». А буквально на днях, опять же уральских родителей, возмутил номер балерины Волочковой, в котором они нашли «элементы эротики».
Не собираюсь оценивать творчество Волочковой, остановлюсь на самом факте родительского вмешательства. А если завтра большинству, объединенному под знаменами Кургиняна или кого-то еще, не понравится то, что нравится мне как родителю? Если я нахожу, что предложенная моему ребенку школьная форма отвратительна, а большинству моего класса она кажется шедевром портновского искусства. Как быть?
Как говорил герой пьесы Генрика Ибсена: «Опаснейшие среди нас враги истины и свободы – это сплоченное большинство». И еще он же и там же: «Большинство никогда не бывает правым!»
Комментарии для элемента не найдены.