Фото Reuters
В рамках завершившегося 24 апреля визита делегации Сахалинской области и представителей российского бизнес-сообщества в Японию генеральный директор госкорпорации ОАО «РАО Энергетические системы Востока» Сергей Толстогузов представил проект «Сооружение энергомоста Хабаровский край – Сахалин – Япония».Ключевой предпосылкой, сообщается в пресс-релизе компании, для возобновления обсуждения энергомоста является утверждение осенью 2012 года энергетической стратегии Японии, согласно которой к 2030 году страна полностью откажется от атомной энергетики, что приведет к возникновению дефицита электроэнергии на территории островного государства.
В соответствии с планами реализация проекта «Сооружение энергомоста Хабаровский край – Сахалин – Япония» предполагается в несколько этапов. На первом этапе планируется осуществить прокладку подводного кабеля Сахалин–Хоккайдо для передачи по нему избыточной мощности из сахалинской энергосистемы, которая появится в регионе после реализации планов по развитию существующих энергомощностей. В рамках дальнейших этапов рассматривается возможность строительства экспортоориентированной угольной генерации на территории острова Сахалин, а также соединение островной энергосистемы с ОЭС Востока для передачи в Японию энергии с материка. В долгосрочной перспективе это позволит передавать в Японию до 4 ГВт мощности. Примерный объем необходимых инвестиций на реализацию оценивается на уровне 5,6 млрд. долл. Конечно планы большие и финансовоемкие.
Главным вопросом в данном случае является устарелость сведений, находящихся в распоряжении ОАО «РАО Энергетические сиcтемы Востока». Дело в том, что 16 декабря 2012 года на выборах в нижнюю палату японского парламента убедительную победу одержала Либерально-демократическая партия (ЛДП), которую скорее можно назвать проядерной, поскольку именно эта партия, начиная с 50-х годов, формулировала программу развития ядерной энергетики в Японии. Понятно, что утвержденная осенью энергетическая стратегия Японии, разработанная конкурентами, фактически оказалась в мусорной корзине. Председатель победившей ЛДП Синдзо Абэ после выборов в парламент и своего избрания на пост премьер-министра в выступлениях неоднократно демонстрировал свое намерение пересмотреть «Стратегию энергетики и окружающей среды», принятую руководством и правительством предшественников в сентябре. И он не скрывает своего намерения продолжить строительство «новых атомных реакторов с высокой степенью обеспечения безопасности». Встает вопрос: что делать с запланированными избыточными мощностями российских экспортеров и с миллиардными долларовыми инвестициями, если Японии наша электроэнергия просто не нужна?
Конечно, можно подождать очередных выборов в Стране восходящего солнца в призрачной надежде, что в этот раз победят оппоненты и Япония вернется на рельсы «зеленой энергетики». Тем более что строительство энергообъектов – дело длительное. Ну а вдруг либерал-демократы пришли в Японии к власти всерьез и надолго?
Российские менеджеры из госкорпораций уже не в первый раз садятся в лужу со своими призрачными и ничем не обоснованными планами. Не за горами скандал с госкорпорацией «Роснано», которая умудрилась тратить деньги на проекты по строительству в России заводов по производству солнечных батарей, в то время как китайцы такие заводы уже запустили и завалили весь мир своей продукцией.
Понятно, что информационная политика в госкорпорациях налажена из рук вон плохо. Но, к сожалению, это обходится государству в миллиарды неэффективно потраченных долларов. Может быть, стоит вернуться в советское прошлое, к Госкомитету по науке и технике (ГКНТ), куда стекалась вся техническая и экономическая информация, полученная советскими представителями (в том числе и разведкой) за рубежом. А уже на основании ее руководство ГКНТ давало свои рекомендации и правительству, и отраслевым министерствам. Во всяком случае хотя не все добытое и не всегда реализовывалось в силу отставания уровня развития советской промышленности (в ряде областей) от передовых промышленно развитых стран Запада, но таких гигантских потерь бюджетных средств, направляемых фактически на изобретение велосипеда, тогда не было.