Фото Reuters
В это воскресенье Владимир Путин и Ангела Меркель встретятся в Ганновере. Они откроют там крупнейшую Международную промышленную выставку-ярмарку. В этом году Россия приглашена участвовать в ней в качестве главного партнера. Однажды, кажется в 2005 году, Путин уже знакомился там с панорамой «глобальной индустрии». Сейчас он сможет оценить столь важные для российской модернизации новые ориентиры в области высоких технологий, инноваций и промышленной автоматизации.Накануне президент и канцлерин пообщались по телефону. Это была линия Кремль – остров Ишиа в Неаполитанском заливе. Там в отеле Miramare E Castello Меркель вместе с супругом профессором Йоахимом Зауэром проводила пасхальный отпуск. В телефонной беседе обговаривались текущие вопросы двусторонних отношений в контексте подготовки предстоящего визита президента России в ФРГ. Не исключено, что упоминались и актуально-раздражающие моменты.
Сейчас это в первую очередь прокурорские проверки НКО в России, затронувшие и два немецких фонда. В Германии эпизод вызвал всплеск протеста. В среду в Берлине было подтверждено, что Меркель намерена обсудить это дело. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сказал в Москве, что Путин, безусловно, будет готов дать разъяснения по всем вопросам, интересующим канцлера Германии.
Ситуация тем не менее не простая. И без случая с фондами при взгляде на Москву в Берлине преимущественно веет холодом. Критика российских порядков увязывается с третьим президентством Путина. Как правило, она представляет собой пересказ немецкими политиками и СМИ того, о чем немало говорится и пишется в России. Дилемма налицо. С одной стороны, вроде бы факты, объективность. С другой – преподносится подчеркнуто негативный образ России, способный лишь увеличивать настороженность немцев к соседу на востоке.
Кстати, в критике извне наряду с объективностью всегда важны уважительность и пропорции. По иронии судьбы сейчас на их отсутствие обижается сама Германия. Катастрофические последствия политики экономии, навязанной Берлином ряду стран еврозоны, вызывают в его адрес в Европе резкую критику, сравнения с Третьим рейхом. Sueddeutsche Zeitung вчера обрисовала ситуацию так: «Возникает образ отвратительного немца, навязывающего экономическую модель остальной Европе. Во многих соседних странах гнев улицы грозит перерасти в официальную политику антигерманского толка». В этой связи нелишне напомнить, что колебания атмосферы по линии Москва–Берлин никак не отразились на благоприятном имидже немцев в России. Это подтвердил на днях новый опрос, проведенный по заказу радиостанции «Дойче велле».
Смею предположить, что прискорбный эпизод с немецкими офисами (собственно, уже исчерпанный) не станет главной темой переговоров в Ганновере. Обе стороны неизменно заинтересованы в наращивании экономического обмена, модернизационного сотрудничества. Есть много существенных вопросов, касающихся Европы, международных конфликтов, глобального развития. В Германии предстоят выборы. Сейчас в международных переговорных процессах намечается более деловой тон. Идет поиск развязок в отношениях России с США и НАТО. Такой ведущий европейский игрок, как Германия, не может стоять в стороне. Прежде всего в вопросах европейской безопасности, вниманию к которой Россию и Германию обязывает сама История.
Предварительный телефонный разговор Путина и Меркель можно считать сигналом. Обе стороны придают предстоящему диалогу большое значение и намерены провести его в конструктивном ключе.