Светлана Сергеевна Гамзаева – собственный корреспондент «Независимой газеты» в Нижегородской области.
На днях министр образования и науки Дмитрий Ливанов сообщил, что единый учебник истории России будет готов уже через год. Существует иллюзия, что «правильному» патриотизму можно научить по учебнику. Стоит только расставить нужные акценты, и в послушных головах российских школьников начнут формироваться удобные конформистские концепции о российской государственности.Хотя известно, что школьники не особенно любят читать учебники. И вяло их усваивают. А если «завтра наверняка не спросят», то могут и не усваивать вовсе. То, что навязывается, вообще часто вызывает оскомину. А уж у подростков, с их внутренним протестом, – тем более. И куда веселее и проще они схватывают живые события, которые происходят вокруг.
Например, для учеников нижегородской гимназии № 1, судя по всему, запоминающимся уроком истории станет случай, произошедший недавно на их же уроке истории. Учитель с 18-летним стажем Илья Мясковский, как обычно, вел занятие, когда в аудиторию без предупреждения вошли два полицейских и судебный пристав. Они потребовали, чтобы тот немедленно вышел из класса и отправился вместе с ними в суд, поскольку не заплатил штраф. Илья Хаймович сообщил, что о штрафе ничего не знал, поскольку извещен не был, и идти отказался, не захотев срывать урок. Тогда полицейские взяли учителя под руки и на глазах всего класса выдернули из-под него стул. Школьники также видели, как их учителя тащат по улице к машине, разрывая ворот рубашки, бросают на пол и захлопывают дверь. И этот урок истории они, конечно, запомнят лучше, чем параграф из учебника.
Сотни людей в нашей стране не платят штрафы вовремя, но судебные приставы и полицейские их за шиворот с работы в суды не таскают. Однако Илья Мясковский не только преподает историю в нижегородской гимназии, но и практикует ее. Он регулярно посещает оппозиционные уличные акции.
Первый раз его задержали на митинге год назад. Тогда нижегородские власти устроили показательный разгон политического шествия и задерживали почти всех, кто шел в голове колонны. А потом была скандальная история на митинге в сентябре. Мясковский фотографировал, и его схватили полицейские, поволокли к автобусу, часть митингующих попыталась его защитить, завязалась потасовка. Видео этой драки тогда стало хитом в Интернете. Так что штраф учителю как раз и выписали за участие в митинге.
В общем, история по-настоящему захватывает Илью Хаймовича. В школе с учениками он устраивает перформансы с реконструкцией прежних эпох. Сам после работы предпочитает перформансы с деконструкцией эпохи нынешней.
Кстати, к созданию унифицированного учебника Мясковский относится отрицательно. Он против того, чтобы учителей лишали выбора. Впрочем, уверен, что недостающую историческую информацию всегда можно получить в Интернете, так что учебник сегодня – это далеко не единственный источник исторических знаний.
Свой урок истории получает, да и преподает сверстникам нижегородский школьник Алексей Шаров. Он хорошо учится, но в свободное от уроков время еще и оппозиционер, и на митинги ходит, и одиночные пикеты устраивает. Сейчас в нижегородском ГУВД проходит служебная проверка по поводу его задержания. Оппозиция распространила следующую версию этой истории. Алексею назначили встречу якобы сторонники Pussy Riot. Школьник заподозрил в них провокаторов и решил разоблачить их. На встречу никто не пришел, зато подросток заметил за собой слежку. Потом появились сотрудники Центра противодействия экстремизму, он пытался сопротивляться, но они посадили его в машину. По словам Шарова, полицейские ему угрожали и предлагали стать стукачом. Версию правоохранительных органов теперь уточняют сотрудники отдела собственной безопасности.
Или другой, еще более зрелищный урок истории для нижегородских школьников – утрата исторического облика Нижнего Новгорода, происходящая у них на глазах. Защитники самобытной городской среды пытаются отстоять вполне добротные дома, составлявшие особый нижегородский колорит. Но пикетчиков задерживают, арестовывают, а дома сносятся. Сейчас под угрозой сразу несколько хорошо сохранившихся городских особняков – дома купца Федорова, Бурмистрова, купца Столярова… Только что снесен дом с деревянной резьбой на улице Октябрьской. Нижний Новгород тут, конечно, не исключение.
Власть, демонстрирующая пренебрежительное отношение к подлинной истории, вряд ли способна создать действительно авторитетный учебник по тому же предмету.
Тем временем на высоком уровне организуется ассоциация учителей литературы, призванная создать унифицированную концепцию преподавания и этого предмета, а также и унифицированную методичку для остальных педагогов страны. На высоком уровне теперь обсуждается, что «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Бесов» Федора Достоевского надо из школьной программы изъять, что сказки Салтыкова-Щедрина потенциально опасны, и гражданская лирика Некрасова тоже, как и «Отцы и дети» Тургенева и даже «Гроза» Островского. Потому что слишком реалистичны. «Да здесь все как будто из-под неволи», – говаривала, помнится, Катерина в своем знаменитом монологе. И правда, чревато.
Нижний Новгород