Фото Reuters
В конце прошлой недели разрядилось наконец напряжение между законодателями и кинопрокатчиками: Комитет Госдумы по культуре отозвал законопроект депутата от ЛДПР Дмитрия Литвинцева, по которому российские кинотеатры должны были бы 80% своих сеансов отдать отечественному кино. А в работу принят свод мер по поддержке российского кинематографа, срочно созданный самими кинопрокатчиками.В четверг в Госдуме прошло обсуждение одиозного законопроекта о квотировании. Напомним, что, помимо Литвинцева, за место под солнцем для российского кино бился еще один депутат – представитель «Единой России» Сергей Железняк. В конце прошлого года он выступил с предложением ввести двадцатипроцентную квоту для отечественных фильмов и штрафовать кинотеатры в случае нарушения этого правила. Владельцы киносетей сопротивлялись гибельной перспективе отчаянно – и вот, кажется, им удалось переломить ситуацию.
Доводы кинопрокатчиков – простые и понятные: где же взять такое количество новых российских фильмов? Плюс к тому: все соцопросы последних лет говорят о том, что доверие массового российского зрителя к своему кино утрачено абсолютно. А попытки наших кинематографистов конкурировать с зарубежными производителями жанрового, масштабного кино пока успехом не увенчивались. Кинопрокат ведь не сам по себе существует. Это звено в сложной цепи, где многое определяется уровнем культурной подготовки зрителя. Сегодня главная беда – нежелание людей, приходящих в кинозалы, напрягаться, думать, извините – страдать. Нет и особого запроса на отражение родных реалий. Разве только опусы, подобные «Яйцам судьбы», способны выдерживать конкуренцию с многочисленными туповатыми комедиями made in USA. И абсурдным кажется предположение депутатов, что целевая аудитория сумеречных саг и неисчислимых историй о космических пиратах послушно откажется от привычного кино и потрусит в кинозалы на «Реальную сказку» с Сергеем Безруковым в роли Ивана-дурака или на сложные фильмы нашего фестивального авангарда. Не стоит забывать, что за прокат «Шапито-шоу» Сергея Лобана так и не взялась ни одна крупная прокатная компания – а ведь под обаяние этой нестандартной ленты подпадали и стар, и млад, слух о ней бежал по всей стране. Прокатчики – люди циничные (что, в общем, свойственно настоящим бизнесменам), вкусы зрителя они нутром чуют. Им выгодно браться за то, что выгодно. На четырехчасовое «Шапито-шоу» с его странноватым, отдающим сюрреализмом юмором не пойдут подростки и офисные работники среднего звена – а значит кассу оно не сделает.
Молодцы прокатчики, что сумели сплотиться и убедить думских деятелей не принимать неумный закон. Иллюзий нет, они всколыхнулись и проявили волю, потому что почувствовали угрозу своему бизнесу. А разработка их мер «по поддержке отечественного производства фильмов» – экспресс-мероприятие в жанре «Не было бы счастья, да несчастье помогло». До опасного момента они в поддержке отечественных кинопроизводителей не были замечены. Не раз продюсеры и прокатчики выясняли отношения на разных дискуссионных площадках. Первые пытались пробиться со своими фильмами на экраны, вторые тихо, но твердо инициативы игнорировали. Законопроекта о квотах испугались оба клана. Как уже было сказано, прокатчики предвидят крах бизнеса. Продюсеры понимают, что отпугивать аудиторию какими бы то ни было запретами и ограничениями нельзя, иначе люди уйдут из кинотеатров вовсе.
Документ, содержащий предложения кинопрокатчиков, после бурного заседания в комитете по культуре направлен в Минкульт. Еще неизвестно, какие там дадут комментарии. Пока же одни празднуют промежуточную победу (против идеи квотирования высказались в последние месяцы многие авторитетные кинематографисты), другие считают, что комитет по культуре пошел на поводу у тех, кто открыто лоббирует интересы американского кино. Такова, в частности, позиция режиссера Владимира Бортко. В четверг он покинул заседание в Госдуме, возмущенный провалом законопроекта о квотах, и сообщил, что подумывает о том, чтобы приостановить свою деятельность в комитете по культуре.