В Нижнем Новгороде пытаются замять скандал, сомнительно сказавшийся на репутации Русской православной церкви. Поводом для волны антиклерикальных настроений стало намерение местной митрополии получить в собственность здание Нижегородской консерватории. До 1917-го там располагался архиерейский дом. А с 1946-го здесь находится консерватория. И теперь Нижегородская митрополия РПЦ начала процедуру по безвозмездной передаче ей этого здания. Ректор консерватории получил соответствующее уведомление от митрополита Георгия (Данилова).
Об имущественных претензиях митрополии тут же узнали СМИ. Разразился скандал. Новость стала одной из самой обсуждаемой в Интернете. А действия Церкви – одними из самых осуждаемых. На нижегородских интернет-форумах воцарились антицерковные настроения. Десятки экспертов выступили с комментариями, и большинство не одобрили намерения епархии. На сайте «Демократор.ru» было опубликовано обращение к премьер-министру Дмитрию Медведеву (здание консерватории находится в федеральной собственности) и губернатору Валерию Шанцеву: «Мы, жители Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России, считаем нецелесообразным передачу этого здания Нижегородской епархии Русской православной церкви и выражаем свою поддержку Нижегородской консерватории!» Авторы обращения напомнили, что Россия – светское государство, и попросили власти «не лишать музыкантов дома». За это письмо уже проголосовали более 5 тыс. человек, а против – только 32.
Нижегородская митрополия методично добивается безвозмездной передачи ей в собственность зданий, принадлежавших Церкви до революции. Если поначалу это были храмы, то теперь местное отделение РПЦ занялось реституцией остальной недвижимости. Недавним обретением Церкви стало здание Дома офицеров, находившееся в собственности Минобороны. В царские времена там располагалось женское епархиальное училище. Намерение Церкви забрать это здание у военных вызвало также протестные настроения нижегородцев. В здании располагались студии и детские кружки, и люди попытались сохранить Дом офицеров в прежнем статусе. Но тщетно.
Однако консерватория – это не кружки. Здесь учатся более тысячи студентов. А ее выпускники играют в крупнейших оркестрах России и других стран. Особая гордость этого вуза – концертный орган Alexander Shuke, установленный и настроенный дорогостоящими эксклюзивными специалистами из Германии. Благодаря этому инструменту нижегородцы имеют возможность посещать и слушать открытые органные концерты.
Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев пообещал: «Какие бы решения ни были приняты, консерватория никуда не переедет, пока не будет получено новое хорошее здание. Сейчас здания, которые раньше строились на деньги прихожан, строились Церковью, передаются ей обратно. В области уже более 300 зданий передано Церкви. Но и консерваторию мы тоже не обидим». Правда, как губернатор может повлиять на федеральную собственность и федеральный закон, осталось неясным.
Федеральное законодательство предусматривает реституцию культовых зданий. Однако внятной процедуры, каким образом это должно происходить, нет. Типичная российская ситуация: законов у нас много хороших и разных, а эффективных институтов для их реализации не предусмотрено. Поэтому исполнение законов в нашей стране часто сопряжено с конфликтами. Порой чуть ли не с большими, чем их неисполнение.
Конечно, Нижегородской консерватории больше подошло бы удобное современное здание с удобным концертным залом, чем старый архиерейский дом. Но на какие деньги оно должно строиться, неизвестно. Областным властям сейчас не до консерватории – в Нижнем Новгороде в 2018-м пройдет этап чемпионата мира по футболу, а в городе еще только намечается строительство современного стадиона. Шанцев давно намеревается построить новый оперный театр, но и его возведение пока не началось.
В результате власти попытались замять скандал и отложить решение проблемы. В частности, представители консерватории и митрополии неожиданно отказались от публичного обсуждения этого конфликта. По слухам, «наверху» их попросили не поднимать лишнего шума.
Но шума уже достаточно. В этой истории поражает легкость, с которой вспыхивает людское недовольство в отношении церковных управленцев, да и всего института РПЦ. Еще 100 лет назад философ Василий Розанов писал: «Церковь не от мира сего», – учила о себе Церковь, возлюбив и власть, и ордена, и отличия, а паче всего не пренебрегая деньгами. Глубокая скорбь прошла через душу русскую, в ее идеализме ужаснувшуюся этому двуличию».
Сам по себе выбор между культом и культурой – невозможный выбор. Оба – суть одного и того же процесса, только с разных сторон. При этом граждане благодарно присваивают себе культурные ценности: местную консерваторию нижегородцы справедливо считают своей и охотно встают на ее защиту. А вот миру церковному те же граждане предпочитают честно и благородно противостоять. Культовые ценности наше общество до сих пор себе не присваивает. Церковь так и остается маргинальным институтом. Но чем более значимую роль она пытается занять в современной российской общественной парадигме, тем очевиднее становится эта ее маргинальность.
Нижний Новгород