Дмитрий Медведев и Марк Цукерберг решили запечатлеть исторический момент.
Фото РИА Новости/Reuters
Вчерашний прием основателя сети Facebook Марка Цукерберга российским премьером заставил задуматься: кто больше заинтересован в сотрудничестве и взаимном пиаре – американская компания или наше правительство? Почему вообще наши чиновники поддерживают сбыт услуг иностранных компаний в России – таких, например, как Facebook или Apple? Получают ли аналогичную поддержку российские сети или производители? У независимых экспертов оказалось сразу несколько версий странной государственной рекламы Facebook в России.
«В ходе своего визита в Москву я буду общаться с представителями компаний и постараюсь их вдохновить на создание новых продуктов и новых приложений, которые, я уверен, понравятся российским пользователям», – заявил Марк Цукерберг на встрече с российским премьером Дмитрием Медведевым. Глава Facebook поблагодарил Медведева за эту встречу: «Это большая честь, что вы согласились нас принять». Цукерберг объявил, что намерен посетить кубок Hackathon Facebook. «Здесь прекрасные разработчики социальных приложений и великолепные программисты, поэтому хотелось их увидеть», – сказал глава Facebook. По его словам, «одна из основных причин приезда в Россию – то, что мы строим глобальную платформу и потребуются различные приложения».
Пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова сообщила, что Медведев и Цукерберг обсуждали «возможное присутствие Facebook в России не только как соцсети, а как компании, которая работает с самыми передовыми продуктами». Как сообщил Интерфаксу источник в российской интернет-индустрии, в настоящее время Facebook активно привлекает на работу российских программистов, предлагая им очень хорошие условия.
Признаки господдержки Facebook в России были заметны и до вчерашнего визита Цукерберга в Москву. Так, одно из государственных информагентств перед IPO американской компании старалось расширить аудиторию Facebook в России, обязывая своих сотрудников завести и регулярно обновлять свои страницы в Facebook. Возможно, здесь проявилась материальная заинтересованность конкретных персон – а возможно, и более серьезные причины.
«Развитие неанонимных сетей для государства будет приоритетным, так как для идентификации пользователей здесь не требуются даже процессуальных действий. Поэтому вполне возможна своего рода сделка между государством и владельцами соцсетей по схеме «расширение за контроль», – предполагает руководитель направления судебной практики аудиторско-консалтинговой группы «Уральский союз» Дмитрий Ширяев. Социальные сети представляют собой прекрасный источник информации для спецслужб из-за наивности наших граждан, размещающих в таких сетях много подробной личной информации. «При этом социально-политическая активность части граждан – лишь одна из целей контроля», – говорит эксперт.
«Тотальный контроль онлайн-активности граждан – это лишь вопрос времени. Попытки государственной машины контролировать социальные сети и их пользователей будут только усиливаться. Еще лет пять назад сложно было представить цензуру в Интернете, сегодня же примеры Китая, Ирана, Северной Кореи говорят об обратном. Последние события в России наглядно демонстрируют, что активность в сетях уже пытаются контролировать и более того – подавлять. Важнейшие политические события, как правило, сопровождаются усилением контроля. Будут распространяться и технические средства для манипуляций группами в социальных сетях с целью направить сетевой дискурс в нужном направлении и вживить нужную точку зрения», – соглашается PR-директор «Системы медиапоиска и анализа СМИ Public.ru» Валерия Королева.
Впрочем, некоторые эксперты считают, что речь идет об обычной пиар-акции и реклама была нужна вовсе не Цукербергу. «Я не соглашусь, что российские чиновники как-то особенно поддерживают сбыт иностранных брендов в России – скорее можно говорить об обратном», – говорит начальник информационно-аналитического отдела Лайф Капитал Валерий Пивень. По его словам, Facebook заинтересована в проникновении в Россию, так как на внутреннем рынке эта компания пока представлена значительно слабее отечественных сервисов, во многом в силу изначальной ориентации на англоязычного пользователя. «Отечественные проекты – например mail.ru – также развиваются успешно, а больший учет национальных особенностей повышает их конкурентоспособность в противовес эффекту величины Facebook», – уверен Пивень.