Татарские националисты ищут решение современных проблем в опыте предков.
Фото РИА Новости
Татарская интеллигенция в очередной раз пытается найти своему народу место в многонациональной России. В популярном среди татарской интеллигенции еженедельнике «Звезда Поволжья» появилось обращение старшего научного сотрудника Института истории Академии наук Татарстана Рафаэля Мухаметдинова к татарам с призывом создавать этнические общины. На страницах издания историк сетует, что татары не организованы, а потому лишены настоящих лидеров, и критикует нынешнее положение президента Татарстана, который является не «руководителем татарского народа», а главой республики, где проживает лишь треть семимиллионной татарской нации.
Татарский ученый предлагает землякам обособиться от нынешней государственной системы, создавая этнические общины, начиная от многоквартирного дома до города, региона и заканчивая федерацией. Это, по мнению Рафаэля Мухаметдинова, решит множество важных проблем народа. Тут и тема поддержки татарского языка, который стремительно утрачивает популярность в том числе и среди самих татар, и оказание помощи бизнесменам (только из числа представителей титульной нации). Планируется сделать так, чтобы быть татарином в Татарстане стало выгодно. Правда, с оговоркой, мол, выгода только для тех, кто согласен вступить в общину. Таким Мухаметдинов обещает защиту «от чьих-то несправедливых притеснений» и возможность почувствовать себя сильным.
Практических примеров ученый-историк не приводит, зато детально сосредоточивается на образах потенциальных национальных лидеров. Во всех случаях руководителей будущего параллельного татарского общества, будь то хоть «кат башы» (лидер общины на уровне этажа) или «йорт башы» (лидер на уровне дома), предлагается выбирать, а не назначать сверху. Итогом создания татарских национальных общин, по мнению Рафаэля Мухаметдинова, должна стать структура, опираясь на которую татары смогут создать «любую партию и такое государство», которые считают нужным.
Предтечей татарских этнических общин на уровне этажа, подъезда, многоквартирного дома, района и т. д., по версии Рафаэля Мухаметдинова, является татарский джыйын – сельский сход, бывший у татар «некой демократической системой общения, взаимопомощи и управления». При этом основное отличие татарской модели демократии от той же англосаксонской, по мнению историка, заключается в том, что если последняя восходит к временам военной демократии древних германцев и викингов, то татарский джыйын уходит еще глубже, «к еще более древним временам тюрков гуннской эпохи».
В Татарстане не первый раз звучат слова о том, что татарам необходимо срочно обосабливаться, чтобы спастись от угрозы полной ассимиляции в России и вымирания. Правда, все они высказывались либо маргиналами, либо радикалами из лагеря наиболее агрессивных национал-сепаратистов. Наиболее ярким примером сепаратистских исканий стало открытое письмо татарского писателя Айдара Халима, адресованное пару лет назад норвежскому королю Харальду V, в котором литератор слезно умолял монарха предоставить ему один из самых больших и необжитых айсбергов, дрейфующих за Полярным кругом. Туда автор обращения предлагал переселить татар, избавив их таким образом от угрозы вымирания, к которому неминуемо приведет соседство с русским народом.
Другим примером выражения сепаратистских настроений в Татарстане стали акции представителей Союза татарской молодежи «Азатлык», которые требовали от генконсульства Турции в Казани оказать давление на Россию, под игом которой, по их мнению, стонут и массово вымирают тюркские народы. Чуть позже молодые татарские националисты выразили поддержку размещению под Ульяновском базы НАТО, заявив, что видят в Северо-Атлантическом союзе своих потенциальных союзников в будущей войне с «российской империей».
Нынешний призыв к созданию этнических общин хоть и является логическим продолжением этих умозаключений, тем не менее свидетельствует отнюдь не в пользу радикалов, ведь, пожалуй, впервые из уст одного из авторитетных идеологов татарского национализма, коим является Рафаэль Мухаметдинов, прозвучала идея, лишенная даже намека на насилие или презрение по отношению к русским. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о том, что Казанский кремль, под контролем которого находится Академия наук Татарстана, собирается направить дрейфующий айсберг национал-сепаратистских идей и настроений от истеричных призывов к отделению в сторону более травоядных идей о создании параллельного татарского общества. После июльских терактов и последовавших за ними массовых митингов религиозных экстремистов в самом центре Казани, которые поддержали активисты «Азатлыка», политическая элита Татарстана нуждается в более спокойном и прогнозируемом векторе развития татарского национального движения, а это означает, что в нынешнем политическом сезоне в моде национал-сепаратистов скорее всего будут преобладать умеренные цвета.
Казань