0
3363

03.09.2012 00:00:00

Отрыжка и отдушина

Михаил Бойко

Об авторе: Михаил Бойко, обозреватель НГ-Online

Тэги: искусство


искусство Скульптура в кампусе университета штата Нью-Йорк (SUNY).
Фото Михаила Бойко

Наверное, у двух-трех поколений советских граждан интерес к современному искусству появился благодаря блистательному памфлету марксиста Михаила Лифшица и его жены Лидии Рейнгардт [1]. Это был бесценный источник сведений о жизни и творчестве Пабло Пикассо, Марселя Дюшана, Пита Мондриана, Джексона Поллока, Генри Мура, Энди Уорхола и других. Почему-то сразу верилось, что современное искусство гораздо опасней для общественной (то есть марксистской) мысли, чем «кошмар традиций» [1, с. 12].

Надо отдать должное Лифшицу, изысканная брань, подменявшая искусствоведческий и философский анализ, навеки въелась в память: «ходячие софизмы», «массовая истерия», «гнилая атмосфера», «эрзац религиозной отдушины», «вторжение в мир искусства фальшивой монеты», «патология нервной системы», «ностальгия по густому американизму», «взрыв в целлофановом пакете», «эпидемическое внушение», «рабская форма протеста». Невозможно забыть и про «пришедших к власти мелких бесов литературной богемы, бульварных писателей, излагавших миф двадцатого века языком Ницше и Шпенглера, разведенным слюной бешенной собаки» [1, с. 189]. После таких неотразимых аргументов особенную убедительность обретал исходный тезис: «Общество Парижской коммуны или советской демократии ленинского типа – вот единственное общество, в котором самодеятельность людей может найти себе разумный, свободный выход из экономической и политической казармы двадцатого века» [1, с. 15].

Прошло больше 40 лет после выхода в свет этой интеллектуальной отрыжки, Лифшиц благополучно забыт, но при чтении нынешних обличений современного искусства возникает неистребимое чувство дежавю и впечатление какого-то жалкого эпигонства. Вот, например, богато иллюстрированная книга бывшего художника-авангардиста Андрея Яхнина под оригинальным названием «Антиискусство» [2]. По мнению члена Епархиальной искусствоведческой комиссии протоиерея Бориса Михайлова, написавшего предисловие, это «выдающееся явление» и «по существу, новое слово в научной литературе» [2, с. 8]. Что ж, послушаем.

«Это вопиющая примитивность проявляется <…> в содержании, в самой сути, которая не выходит за рамки высвобожденного, разнузданного и развращенного полового инстинкта» [2, с. 47].

«В результате декларируемая свобода привела к полному рабству этим духам, художник превратился в медиума темных сил. А сатанинская воля к разрушению и распаду бытия стала основным побудителем к творческому действию этих медиумов» [2, с. 53].

«Таким образом, мы видим, что иерархия небольшой по своим размерам эзотерической секты – под названием ⌠современное искусство■ – влияет не просто на культурные, но и на политические процессы в мире» [2, с. 149].

«⌠Черный квадрат■ был предназначен стать неким окном в иной мир, через которое хлынули темные разрушительные духи» [2, с. 227].

«Причем такое единомыслие было связано не просто с общими для всех них политическими взглядами, но и с более глубоким духовным родством гуру Троцкого и искусства авангарда, а затем и социалистического реализма» [2, с. 260].

Интересно, что, предлагая эту отрыжку из вульгарного фрейдизма, спиритизма, теории заговоров и собственного невежества, Яхнин, по-видимому, искренне полагает, что его «новое слово в научной литературе» имеет какое-то отношение к святоотеческому богословию и опыту Церкви. Наверное, имеет. Примерно такое же, как памфлет Лифшица…

Может показаться, что подобные идеологические крайности с общим знаменателем – чисто российское явление. Отрезвляющее действие может произвести двуязычный сборник «Искусство или мистификация?», составленный из эссе восьми французских интеллектуалов, непримиримых противников contemporary art.

Жан-Луи Аруэль: «Столь плохо названное современным искусство – религия пустоты, нонсенса или мерзости, религия фальсификации искусства» [3, с. 94].

Од де Керрос: «В Европе и Франции коммунистические организованные сети играли большую роль в признании значимости художника или интеллектуала. Для Америки это было серьезным вызовом. Следовало срочно лишить Париж репутации столицы искусств…» [3, с. 94].

Борис Лежен: «Загнанная вглубь социального подсознания жажда разрушения находит себе выход на официальной арене государственного цирка "современного искусства" как отдушины социального перегрева и продолжения программы уничтожения христианских ценностей» [3, с. 138].

Костас Мавракис: «Соединенные Штаты, держава-гегемон, взяли на себя эту историческую задач, ведя политику поддержки модернизма, в рамках борьбы с коммунизмом, ассоциировавшимся с "социалистическим реализмом" <…> в эпоху президентства Эйзенхауэра, с 1953 по 1956 год, ЦРУ организовало тридцать три международные выставки» [3, с. 152].

Кристин Сурженс: «После лжи, неискренности, неосновательности для современного искусства логично продвигать идиотизм <…> Его умственные жестикуляции с вывихом нейронов содержат в себе скрытое откровение, тайное кредо...» [3, с. 179, 181].

Подведем итог. Современным искусством мы обязаны: 1) сатанинской воле; 2) мелким бесам; 3) таким родственным мыслителям, как Троцкий и Ницше; 3) ЦРУ; 4) социалистическому реализму; 5) загнанным вглубь, но при этом разнузданным инстинктам; 6) слюне бешеной собаки.

И все же кажется, что главная причина актуальности современного искусства – это энергетическая подпитка и бесплатный пиар, которыми снабжают contemporary art его уязвленные и недальновидные противники.

[1]. Михаил Лифшиц, Лидия Рейнгардт. Кризис безобразия. М., 1968.

[2]. Андрей Яхнин. Антиискусство: Записки очевидца. М., 2011.

[3]. Искусство или мистификация? Art ou mystification? / Сост. Б. Лежен. М., 2012.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Западный бизнес вернется в Россию по тяжелому пути

Ольга Соловьева

Отечественным чиновникам предстоит выбирать между интересами производителей и потребителей

0
1480
В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

В Коми к выборам применили жесткий бизнес-подход

Иван Родин

Врио главы республики сокращает расходы админресурса на тройную кампанию

0
1027
США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

США отдают Китаю лидерство в климатической повестке

Михаил Сергеев

Российский бизнес требует пересмотра участия РФ в Парижском соглашении

0
1204
Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
1246

Другие новости