0
2784

29.08.2012 00:00:00

Обучение в Сети

Наталья Савицкая
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Наталья Михайловна Савицкая - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: интернет, образование


интернет, образование Многие ресурсы в российском образовательном Интернете рассчитаны только на пассивное рассматривание.
Фото Александра Никонова/PhotoXPress.ru

«Мы знаем, что электронное образование подразумевает онлайн- и дистанционное обучение. Но современные школьники и студенты уже довольно активно используют для обучения и социальные сети. Благодаря этому образование начинает приобретать некую степень свободы, которая выражается в персонализации обучения», – рассказывали учителям на Международном фестивале деятелей образования, который на днях завершился в Москве. Его провела Лига образования.

«Этот процесс не надо путать с индивидуальным обучением. Индивидуальное – это когда кто-то руководит обучающимся и индивидуально для него выстраивает процесс обучения. Персонализация – когда человек сам берет на себя ответственность за свою образовательную траекторию. Одним словом, он изучает то, что ему интересно», – рассказывает «НГ» Иван Травкин, преподаватель кафедры математики Сахалинского госуниверситета. Кстати, в былые времена Иван, по собственному признанию, никогда не стал бы студентом престижных Стэнфордского или Оксфордского университетов. Но сегодня и не такое возможно.

Известные американские вузы взяли направление на открытость образовательных ресурсов еще несколько лет тому назад. Зачем? Почему капиталисты (на Западе все престижные вузы платные) на время забыли о бизнесе, выкладывая в Сети все: тематическое планирование, задание для экзаменов, контент и т.д. «Да, все это выглядит сумасшествием, – согласен со мной Иван, – и почти не логичным… Но Билла Гейтса как-то спрашивали о контроле рождаемости в африканских странах. И Гейтс сказал, что, как только люди начинают жить лучше, рождаемость падает. Без всякой контрацепции. Когда люди живут очень бедно, у них рождается много детей. Это такой естественный способ защиты у них себя и своей семьи. Семья Гейтс помогает людям в африканских странах получать образование. В общем, вывод такой: чем больше людей получат хотя бы среднее образование, тем лучше станет обстановка в обществе».

В общем, на Западе считают, что лучше пусть он будет образован, чем на улице и с ножом пристает к прохожим. У нас же такого движения открытости вузов пока нет, в лучшем случае эти ресурсы бесплатны, что означает: «Смотри, но не трогай!» Отличительная же черта открытого ресурса состоит в том, что он (простите за каламбур) открыт. Это означает, что любой человек может взять материалы, которые предоставил, например, Массачусетский технологический университет, и составить из них собственный курс, создать учебник и распространить его среди своих учеников. Что Иван взял и в свое время сделал. А потом так увлекся электронным образованием, что сегодня тема его исследований связана с изучением тенденций в электронном обучении, с самообразующимся образовательным процессом.

Технология этого процесса на первый взгляд проста. Надо найти людей, которые помогут в процессе обучения, материалы и… начать формировать свое образовательное (учебное) сообщество (сеть). То есть людей, с которыми можно взаимодействовать. Принципиальная вещь заключается в том, что в отличие от традиционного обучения обучающийся здесь может выбирать тех людей, которые ему интересны. Конечно, можно учиться и самостоятельно. Но люди втянуты в общение, они объединяются и вместе пытаются изучить тему. И не всегда с ними есть преподаватели. Бывает, что в эти сообщества попадают люди, относящиеся к кругу экспертов. И они на какое-то время становятся модераторами. Но в основном обучение в Сети – это обучение равных. Оно даже название такое получило – «равногогика». Термин заимствован у американских социологов, и Рейнголд, один из авторов учения, понимает под этим любой вид самоорганизации для взаимного обучения.

«Тем, кто часто работает с Интернетом, понятно, что все здесь упирается в поиски качественного контента, – говорит Иван Травкин. – На Западе утверждают, что брать контент из Интернета – все равно что пытаться напиться из пожарного гидранта. Можно захлебнуться. В какой-то момент начинающий обучаться в Сети действительно захлебывается в этом потоке информации. Но навык работы с массивом контента постепенно приходит. Потом уже участник не только фильтрует информацию, но и добавляет в нее дополнительную ценность. Делясь ссылкой, человек делится своей микрорефлексией. Здесь формируются многие навыки, которые это общение порождает. Но главное – это скорее навык критического мышления».

Естественно, обучение в Сети не заменяет формального обучения, которое дает основу знаний. С другой стороны, если кто-то поступил в вуз и берет только это самое ядро, он устарел уже на момент поступления. «Если к формальному обучению я добавляю неформальное, – говорит Травкин, – я выхожу со специализацией. Вопрос сегодня состоит в одном – можно ли этому дать масштабное решение. Пока я не видел таких решений даже на Западе». Наверное, это и невозможно. Для самообучения в Сети нужна довольно сильная мотивация.

Ведь захотел же простой юноша из Южно-Сахалинска зайти в читальный зал Стэнфордского университета. И у него получилось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Сфера энергетики России и Казахстана может стать общей

Виктория Панфилова

В Астане военные самолеты будут обеспечивать безопасность российского президента

0
1189
Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Лукашенко рассказал, как Пакистану спастись от турбулентности

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии провел в Исламабаде переговоры и дал дружеские советы

0
1130
В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

В РФ могут создать центры для детей мигрантов по изучению русского языка

0
749
ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

ФСБ сообщила о лишениии аккредитации британского дипломата

0
609

Другие новости