Прибытие Пояса Богородицы в Петербург вызвало ажиотаж среди верующих.
Фото РИА Новости
В Россию из Ватопедского монастыря на Афоне впервые привезен Пояс Пресвятой Богородицы. С 20 октября по 23 ноября с.г. святыня побывает в 12 российских городах. Судя по первым дням в Санкт-Петербурге, Пояс вызвал массовый интерес прежде всего у российских женщин. Почтительное внимание, проявленное к Поясу Владимиром Путиным, который лично встретил святыню на русской земле, недвусмысленно свидетельствует, что появление уникальной христианской реликвии в России – дело не только религиозной, но и государственной важности.
Совпадение появления в стране Пояса Богородицы с другим важным государственным проектом – парламентскими выборами – представляется не случайным. Интенсивное освещение на российских телеканалах обоих событий – красноречивое тому доказательство. Следовательно, ожидается, что Пояс и его тур по российским регионам окажет заметное влияние на настроения российских избирателей, исповедующих православные ценности. Впрочем, не только на них. Представляется, что одна из стратегических целей масштабного религиозно-политического проекта – борьба за голоса женщин на декабрьских выборах в Госдуму.
В чем именно заключается эта борьба, прекрасно видно из данных социологических исследований, посвященных изучению электоральной структуры российских политических партий. Как следует из сентябрьского опроса ФОМа, партия власти с полным правом может уже называться «Гендерной Россией»: 64% избирателей ЕР составляют женщины и лишь 36% – мужчины. Такая структура партийного электората ставит перед политтехнологами «Единой России» очевидную задачу-минимум: сохранение и мобилизация к дню голосования 4 декабря женского «ядра» партийных сторонников. Задача-максимум – наращивание потенциала «ядерного электората» ЕР, усиление гендерного перекоса (поскольку на его исправление уже не осталось времени) за счет привлечения на сторону партии власти еще большего количества женщин-избирательниц. Ну и, разумеется, разрушение гендерных страт в электоральных платформах оппозиционных партий.
В последнем случае опасения у политтехнологов ЕР не может не вызывать КПРФ. Коммунисты, как следует из соцопросов того же ФОМа, сегодня располагают наиболее сбалансированным по половому признаку электоратом – 47% женщины и 53% мужчины. При этом зюгановцы достаточно успешно осваивают протестные энергии избирателей в регионах. В такой ситуации для партии власти крайне важной задачей становится ослабление электорального потенциала КПРФ, оттягивание от коммунистов неустойчивых, эмоционально реагирующих на реальность избирателей. С точки зрения политической психологии слабое звено в «большевистской» электоральной крепости нужно искать опять-таки на женском участке. Ведь, как показывает история выборов, женский избиратель отличается повышенной эмоциональностью, иррациональностью выбора, склонностью «голосовать сердцем».
Совпадение появления в России Пояса Богородицы с основным этапом парламентской кампании позволяет единороссам мобилизовать собственный женский электорат (партия власти не сможет успешно провести выборы, если на них не придут женщины – сторонницы ЕР и лично Владимира Путина). Акция эта может также помочь ЕР расшатать женский электорат КПРФ, попытавшись развернуть хотя бы часть эмоционально зависимых сторонниц Зюганова от красных флагов к традиционным женским ценностям (дети, здоровье, семья и пр.).
Выбор городов РФ, где побывает Пояс Богородицы, также примечателен. Это не только в основном наиболее крупные города страны (Калининград, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара, Владивосток и пр.), где проживает значительное количество избирателей, – они также известны как «столицы регионального протеста», как города с достаточно сильными оппозиционными настроениями. И, судя по структуре избирателей КПРФ, протестный потенциал в этих крупных российских городах поддерживается именно за счет женщин.
Пока трудно сказать, отвернет ли Пояс Богородицы избирательниц от КПРФ. Но он наверняка усилит гендерный перекос в электоральной платформе «Единой России», который, несомненно, напрямую связан с фигурой Путина – идеального мужчины для значительной части россиянок («такого, как Путин, чтобы не пил»). Именно поэтому электоральная драматургия ЕР не могла не предполагать пересечения Путина с акцией «Пояс Богородицы», что и произошло 20 октября в Северной столице страны.
Теперь законы жанра требуют не только мощного информационного сопровождения тура Пояса Богородицы по городам, но и появления в связи с этим небесных знамений и чудесных исцелений (естественно, при содействии партии власти и ее лидера). Об одном из них, кстати, уже сообщило питерское информационное агентство, рассказав о невероятном явлении в утреннем небе над Санкт-Петербургом 23 октября загадочной светящейся полосы, опоясавшей любимый город Путина. Фото на сайте прилагалось. Можно не сомневаться, что новые знамения не заставят себя ждать.
Волгоград