Моей первой реакцией на видеоролик Дмитрия Медведева, посвященный бадминтону, было раздражение. Потом оно обросло сарказмом. Когда сарказм себя исчерпал, захотелось вернуться к первой реакции, разобраться, что именно раздражает.
Дело не в иерархии проблем, точнее, не совсем в ней. Речь, в конечном счете, идет не о тексте послания к Федеральному собранию (хочется надеяться, во всяком случае), в котором эта иерархия должна соблюдаться, а о рядовой записи в блоге.
Разочарование и раздражение появляются, когда ты чувствуешь, что тебя не слышат, с тобой не говорят, к тебе не обращаются, тебя игнорируют.
Разочарование многих моих коллег и знакомых в Дмитрии Медведеве связано именно с тем, что его последние инициативы и решения они восприняли как отказ от диалога с ними.
Ролик о бадминтоне раздражает не тем, что он посвящен второстепенной или третьестепенной проблеме. Он вообще не посвящен проблеме. Он оформлен как важное (а как же иначе – все-таки официальный сайт президента!) высказывание – ни о чем.
Бадминтон – хорошая игра, и мне сложно представить себе идеологического противника этого тезиса.
Если дети в школе и даже студенты в университете будут играть в бадминтон, то от этого никому не будет вреда, а будет только польза. Кто не согласен? Кажется, нет таких.
Бадминтон ни у кого не вызывает вопросов, а если нет вопросов, то никто не ждет и ответа.
Тем не менее, ответ следует, и это, по сути, ответ самому себе.
Довольно значительная, активная, образованная, эмоциональная часть общества ощущает нехватку коммуникации с президентом. Именно с этим отчасти связано стремление указать Медведеву на то, что он такой или сякой, задеть его, спровоцировать, привлечь к себе внимание. Это схоже с обидой на отца.
Именно в момент нехватки коммуникации президент вступает в диалог с собой, и это, конечно, ошибка. Он ничего не приобретает и кое-что теряет.
Допустим, сам президент Медведев этого не почувствовал. Бывает. Нет желания гадать, что понимает президент, а что нет, о чем догадывается, о чем лишь подозревает.
Однако президент, конструируя политические высказывания, едва ли действует в одиночку. Точнее, он не должен действовать в одиночку.
У него есть команда консультантов. Пиарщиков. Советников. Да просто людей, с мнением которых он считается.
Президент, как правило, сам формирует такую команду. Я далек от мысли, что Медведеву ее навязали, а он лишь кивал головой. Это, повторюсь, люди, с которыми он работает постоянно, обсуждает мелочи.
И вот эта команда не видит, не понимает, что видеоролик про бадминтон здесь и сейчас порождает смех, причем смех злой – и ничего кроме.
Команда участвует в производстве этого ролика.
Студенты МГУ устраивают субботник на журфаке, символическую, политическую акцию, суть которой – недовольство тем, как прошел визит на факультет президента Медведева. Сам президент Медведев пишет на Фейсбуке, что студенты молодцы, потому что убираются у себя на факультете. Это реакция, совершенно не адекватная ситуации, и ответственность за это, конечно, несет все та же команда консультантов и пиарщиков.
Это люди, окружающие Медведева, создающие его публичный образ, оформляющие его публичные высказывания.
Каждый ролик о пользе бадминтона, щавелевых щей или лыжной мази, каждое высказывание невпопад наводят на мысль, что президент окружил себя людьми, которые попросту некомпетентны.
Теперь Дмитрий Медведев намеревается стать премьер-министром страны и обновить правительство Российской Федерации.
Каковы шансы, что компетентность, профессионализм новых министров он оценит правильно?