Если робот не выполняет корректно передаваемых команд, ему, либо делают апгрейд, либо списывают на помойку. Фото Reuters
Сегодня и вчера президент России Дмитрий Медведев выступал в качестве генерального инспектора по безопасности на транспорте. Глава государства побывал на Киевском вокзале и в аэропорту «Внуково». Вокзальной ситуацией Медведев остался крайне недоволен, а ситуация во «Внуково» его в целом удовлетворила.
Главу государства сопровождали лица, ответственные за безопасность. Эти лица с серьезным видом двигались в кильватере президента и кивали почти на каждое слово Дмитрия Медведева, выражая полное согласие со всем, что говорит первое лицо государства. Иногда они пытались даже уточнить формулировки, продолжая согласно кивать.
Вероятно, чиновники кивали и сразу после теракта в «Домодедово», когда, по традиции, говорилось о том, что надо «усилить», «найти», «наказать», «защитить». Выходит, что покивали и┘ разошлись? Факты – вещь упрямая. Ситуация с безопасность не улучшилась даже в рамках имеющихся у структур возможностей. Все идет по кругу: теракт – усиление – расслабление – теракт.
На вскидку, с точки зрения простого пассажира, я не могу сказать, что после каждой московской трагедии становится все безопаснее и безопаснее, а террористы все изобретательнее и изощреннее. Если бы это было так, то можно было бы хоть как-то оправдать действия правоохранительных органов, мол, мы стараемся, а они все хитрее и хитрее, но мы готовы уже их опережать. Нет. Такого не происходит. Ситуация - странная и пугающая – такова, что чиновники не в состоянии выполнить директивы, исходящие сверху. Конечно, не все и не всегда. Невольно задаешься вопросом, от чего (или кого) это зависит.
Простой пример. Прошлым летом я с сыном летал на отдых в Анапу. Небольшой аэропорт принимает и отправляет летом в день по нескольку десятков рейсов. Большую часть пассажиропотока составляют дети (Анапа позиционируется как детский курорт). Если при вылете из терминала D «Шереметьево» мы прошли одну положенную перед посадкой на борт проверку, то в Анапе нас проверили дважды, и первый раз – на входе в аэропорт. Помимо рамки там стоял сканер для багажа, а пост обслуживало от 4 до 6 человек - вперемежку милиция и служба безопасности аэропорта. Я скажу ответственно: пока мы ждали вылета, без досмотра в здание аэропорта через главный вход не вошел никто. Даже если выйти покурить, то придется снова пройти проверку. Это – прошлый год, это – не аэропорт им. Бен-Гуриона в Телль-Авиве. Это такая же Россия, как и Москва. Это – маленькая Анапа, старающаяся оградить маленьких отдыхающих от проблем, связанных с правонарушениями и терроризмом. Не идеально, но, думаю, в рамках возможностей – положительный пример. И Медведев не инспектировал там систему безопасности.
Может быть, дело не в ресурсах, а в людях, принимающих решения на всех уровнях? Может быть, дело в отношении к гражданам, которые из своего кармана оплачивают работу и милиции, и ФСБ, и прочих структур, призванных нас охранять? Почему, чтобы где-то что-то зашевелилось, главе государства надо самому ехать и проверять, и раздавать абсолютно очевидные поручения на глазах у всей страны?
У моего сына был робот. Хороший, умный. Однако, как и всякому роботу, ему нужны были команды. Он подходил к стене, упирался в нее корпусом и продолжал шагать на месте до тех пор, пока его не развернешь. Но даже в эту игрушку была встроена элементарная система самообучения. Чего нельзя сказать о некоторых наших чиновниках. Они способны только воспринимать команды, сделанные по факту происшествия. Причем нет никакой гарантии на выполнение этой команды. А говорить о том, что эти «андроиды» способны сделать что-то на основании опыта, вообще не приходится. Причем «пульт дистанционного управления» практически не работает. Сигнал не проходит, и чиновники продолжают шагать на месте, упершись корпусом в стену.
Если робот не выполняет корректно передаваемых команд, ему либо делают апгрейд, либо списывают на помойку, заменив более совершенным устройством. Особо ценные и заслуженные экземпляры могут занять место на полке. У нас система утилизации отслуживших и сломанных роботов практически отсутствует. Максимум - робота просто переводят на другой участок работы, где он продолжает топтаться на месте.
«Роботизация» страны появилась не вчера, и обнаружилась задолго до теракта в «Домодедово», и теперь те, кто призваны отдавать команды, делегировав их проверку и исполнение другим, должны и мысль родить, и программу написать, и самим ее исполнить.
Вчера Дмитрий Медведев распорядился о проведении специальных антитеррористических учений – хороший пример команды, которая, надеюсь, будет выполнена. Но начинать широкомасштабное обучение антитеррористическим приемам надо было уже очень давно. Не исключаю, что были команды и распоряжения. О том, как они были выполнены, можно видеть по тому, что происходит сейчас – глобальная система безопасности и оповещения если и существует, то, вероятно, только на бумаге.
Чтобы обеспечить безопасность населения внутри страны, потребуется время, которое, к сожалению, уже частично упущено. И произойдет это не завтра, учитывая наши географические размеры. И, что кажется очевидным, безопасность не должна обеспечиваться ручной панелью управления.