0
1306

21.01.2011 00:00:00

Новое "Дело Аэрофлота"

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Смирнов, шеф-редактор НГ-Online

Тэги: аэрофлот, общество, суд


«Ледяной дождь» для крупнейшего в России авиаперевозчика компании «Аэрофлот» может продолжиться в ближайшее время силами обиженных компанией пассажиров. Глобальная сеть снова становится местом общественного протеста, который, в данном случае, имеет все шансы перерасти в реальные судебные дела.

История вкратце такова. После известных новогодних событий, связанных с коллапсом московских аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево», компания «Аэрофлот» взялась приподнять свою репутацию. Было решено компенсировать обиду пострадавших пассажиров ваучерами на перелет. Однако благое, казалось бы, дело превратилось по сути в форменное издевательство над людьми. Говорят, что компенсация производится по тарифу (не включая налоги и сборы, тариф может составлять менее половины стоимости билета), так еще пострадавшему придется с этого «подарка» уплатить налог в 13%. Как заявлено на сайте компании, компенсация может быть и денежная. Но, по мнению общественности, сумма выплат не отражает реального размера понесенных пассажиром моральных и материальных издержек. Ко всему прочему, людей возмущает позиция и поведение компании «Аэрофлот» во время и после коллапса.

На сайте «Аэрофлота» на видном месте висит обращение гендиректора компании Виталия Савельева. Помимо строчки с извинением, Савельев пишет, как им всем было тяжело и о восстановлении доверия пассажиров. Но - ни слова о том, в какие условия компания поставила своих клиентов.

Однако сейчас речь не об этом. Речь об отношении к людям. Летая «Аэрофлотом» пару раз в год, могу точно сказать, что особо блестящим сервисом компания не отличается. Однако порой сложно найти альтернативный перелет, потому что иногда «Аэрофлот» предлагает терпимые тарифы, и многим приятнее летать на новых «Эрбасах», нежели на видавших виды «Боингах» и «Ту». А в предновогодние дни пассажиры столкнулись в очередной раз с тем, что, кажется, компания перевозит в своих самолетах не пассажиров, а мешки с песком, которые не будут жаловаться на «форс-мажор» и прочие «мелочи». Мешкам не требуется питание при задержке рейсов, их не к чему информировать о задержках (как в упомянутой ситуации), мешки можно копить в зале ожидания и грузить по мере возможности, маленькие мешочки пусть себе «валяются» в общей куче. Справедливости ради надо отметить, что «мешки» возят и другие наши авиакомпании. Разница в количестве.

Дело, как кажется, в двух вещах: в нежелании платить за собственные проколы наличными и уверенность в том, что отвечать деньгами по-крупному не придется. А репутация? Да что там у нас репутация: как «мешки» летали, так и будут летать. Такой фактор как «совесть» не учитывается вовсе, когда речь идет о крупных финансовых потерях, потому что официальные штрафы, оговоренные законом, видимо, не идут в сравнение с затратами на гостиницы, питание и прочий предусмотренный сервис по задержкам. А такие «мелочи» как хамство, некомпетентность и неспособность адекватно действовать в нестандартной ситуации еще надо долго и нудно доказывать в наших судах.

Одиночке не справиться в суде с корпорацией. Даже если суд вынесет решение в пользу истца (пассажира), компенсация будет невелика. И исков таких единицы. Они не носят регулярный характер (а в случае с нашей страной иски могли бы обрушиться лавиной, подавай их каждый). По факту происшествия в конце декабря у пассажиров появился реальный шанс показать, кто для кого существует – компания для людей или люди для компании. И то, что пострадавшие объединяются для того, чтобы дать законный бой «Аэрофлоту», - явление для России отрадное, хотя и очень редкое.

Один из лидеров процесса Сергей Литвинцев организовал с Facebook сообщество пострадавших. «Мы подаем коллективный иск против компании «Аэрофлот» ... Мы делаем это потому, что убеждены, что граждане должны научиться отстаивать свои интересы, и делаем это бесплатно. Мы убеждены, что вместе мы сможем восстановить нарушенную справедливость и получить адекватную компенсацию. ┘ Главная причина этого иска нам видится не в задержанных рейсах, а в виновности Аэрофлота в ухудшении трагедии и увеличении ее масштабов. Авиакомпания проявила неуважительное отношение к пассажирам и неэффективность в разрешении кризисной ситуации, чем значительно усугубила сложившуюся ситуацию», - пишет Сергей.

В комментариях LiveJournal ясно виден скепсис, мол «ничего у вас не выйдет, фиг вы с «Аэрофлота» что получите». Мне кажется, что подобные высказывания отражают позицию общества по отношению к системе: что ни делай, все равно проиграешь. С одной стороны, это, отчасти, правда, но с другой стороны, если совсем ничего не предпринимать, то тогда пенять на невзгоды не стоит. А компании, призванные обслуживать население (и далеко не бесплатно), почувствуют абсолютную безнаказанность, которая может привести к окончательной вседозволенности.

На рубеже десятилетий мы все чаще становимся свидетелями, как робко, с трудом, но просыпается общество от десятилетней спячки и подает голос. Это не партийный голос с трибун и митингов, инициированный либо властью, либо теми, кто туда стремится. Это не подставные «граждане», которые нахваливают и благодарят власти за то, что они должны делать просто «по умолчанию». Это не общественные организации, имеющие к реальному обществу сомнительное отношение. Это═то самое общество, о котором любят говорить все, и которое зачастую практически не может отстоять свои права.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
683
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
443
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
283
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
401

Другие новости