В прошлые выходные на ночных уличных гонках в Южном административном округе Москвы погиб один человек, еще шестеро получили травмы разной степени тяжести. Этот трагический инцидент поднял целую волну публикаций в СМИ на тему стритрейсинга вообще и в Москве в частности. Точки зрения – от «сажать на 15 суток и штрафовать» до «пусть ездят, это так здорово!» Трагедия обнажила целый комплекс проблем, связанных не только с уже набившим оскомину стритрейсингом.
Любая гонка, будь то Гран-при «Формулы-1», ралли или картинг, является мероприятием, связанным с потенциальной опасностью как для участников и организаторов, так и для зрителей. В прошлом веке на гонках разных классов гибло и получало травмы большое количество людей, среди которых и гонщики, и зрители, и обслуживающий персонал. Гоночные ассоциации всерьез озаботились обеспечением максимального уровня безопасности. Претерпели изменения как конструкция гоночного автомобиля, так и экипировка пилота. Трагедий стало меньше, но все равно их не избежать. Например, на одной из гонок Ф-1 комиссара на трассе убило отлетевшим от болида колесом. То есть фактор вероятного травмирования остается достаточно высоким. Это должны учитывать и команды, и организаторы, и зрители.
Очевидцы трагического заезда в Промышленном проезде говорили о том, что у гонок были организаторы, то есть действие было не стихийное. В чем заключалась организация? Оказалось, что в раздаче рекламных стикеров и сборе денег с гонщиков и зрителей. Трасса не была оборудована защитными сооружениями, не говоря уже о том, что не было ни машины «скорой», ни спасателей, положенных при проведении подобных мероприятий. Для сравнения: в этот же день, только днем, в Лужниках вокруг Большой спортивной арены тоже проходили соревнования – Гран-при Москвы по кольцевым автогонкам Pulsar 2010. Не будем говорить обо всех минусах городской трассы, особенно в наших условиях. Но! Трасса была организована, зрители защищены, гонщики соответственно экипированы. Снимающая пресса давала специальную подписку о том, что соревнования связаны с повышенной опасностью. Естественно, присутствовали все необходимые спасательные службы. Ситуацию контролировали милиция и охрана стадиона, которая препятствовала проникновению на трассу лиц без специального допуска. В общем, все как положено. Аварий избежать не удалось – гонки все-таки. Но и трагедии при этом не случилось. Главный промоутер серии RTCC, профессиональный автогонщик Сергей Крылов сказал, что технология построения трассы была отработана в прошлые годы. Бетонные отбойники и сетки защищали зрителей и тех, кто работает непосредственно на трассе. В двух случившихся в ходе заездов авариях пострадали только автомобили. «В городских гонках водитель защищен машиной, а все внешние участники соревнований и зрители – специальными сооружениями вдоль трассы», – сказал гонщик.
За неделю до субботних событий вечером позвонил знакомый. «Слушай, - говорит, - я тут на Воробьевых горах застрял – решил посмотреть на стритрейсеров. Зрелище потрясающее: красивые авто, свет, музыка, рев двигателей, народу куча – восторг! Кстати, почему-то дорога мокрая, а на подъезде сюда – сухая. Ее тут специально полили, что ли? Они (гонщики) шлифуют асфальт, машины тащит в занос, но все равно ездят. Милиция стоит в сторонке, смотрит». То есть надо понимать так, что мокрый асфальт – мера предосторожности, «чтобы не гоняли»? Официально, конечно, не придраться, а может, это и вовсе совпадение – просто убрали улицу. А если нет? Вот такая выходит «безопасность».
Другой вопрос – организация непрофессиональных любителей быстрой езды, владельцев мощных автомобилей. В столице масса авто, способных разгоняться до 200 км/ч и выше. Как видишь на московской дороге, например, Porsche (не Сayenne, а что-то серьезное) – блестящий кузов, низкая посадка, сдержанный глубокий рокот мощного двигателя, – так задаешься вопросом: где на такой «тачке» можно «зажечь», не нарушив при этом ПДД? Да и зачем ее покупать, если не использовать на полную катушку? Только для понта? Так вот ездят и 200, и 250 прямо по городу. И днем, и ночью. И не только Porsche. И дело не всегда в «отсутствии башни» у водителя. Сергей Крылов считает, что большинство участников рискованных заездов и любителей экстремального вождения понятия не имеют, как правильно реагировать в экстремальной ситуации. А главное вообще в том, чтобы знать, как НЕ довести автомобиль до ухода с траектории.
Следующий аспект – субкультурный. Стритрейсинг – это совершенно необязательно патологическое безумие. Это стиль, хобби, увлечение, способ общения. В Москве (да и в России) не так много настоящих представителей этой субкультуры, то есть тех, кто разбирается в автомобилях досконально, знает основы физики, химии, аэродинамики, умеет грамотно водить автомобиль. Да, есть у стритрейсеров такая фишка: надо противостоять «дорожным властям», но это лишь один из элементов, и он может приобретать разные формы. Известно, что многие сообщества стритрейсеров весьма озабочены как собственной безопасностью при проведении заездов, так и безопасностью зрителей. Но все же стритрейсер скорее всего не поедет на автодром (например, в Мячково), потому что это противоречит его сути. Уличные гонщики, как ни крути, – субкультура, связанная с повышенной техногенной опасностью для окружающих.
В итоге, как всегда, возникает вопрос: что делать? Однозначного решения проблемы нет. Сергей Крылов полагает, что дело не только в штрафных санкциях и наведении законного порядка, но и в ответственности лиц, участвующих в рискованных уличных гонках. Абсолютно понятно, что, подвергая риску себя, стритрейсер еще большей опасности подвергает окружающих. Крылов также═считает, что нужно больше показывать людям, к чему приводят подобные дорожные приключения и что надо учить народ правильно ездить, рассказывать людям с правами и без о том, как может повести себя автомобиль в той или иной ситуации. А стритрейсеры, судя по сообщениям на их форумах и анонимным комментариям, нажимают на то, что они имеют право подобным образом самовыражаться. Видят ли они проблему? Сомнительно. Одно дело – модная тусовка. Другое – ответственность за возможные трагические последствия, которые, кажется, стритрейсеры осознают только после того, как произойдет катастрофа.