0
2484

24.09.2010 00:00:00

Жажда скорости по-русски

Роман Смирнов
Шеф-редактор НГ-Online

Об авторе: Роман Владимирович Смирнов - шеф-редактор "НГ On-line".

Тэги: москва, автомобиль, гонки, хобби


В прошлые выходные на ночных уличных гонках в Южном административном округе Москвы погиб один человек, еще шестеро получили травмы разной степени тяжести. Этот трагический инцидент поднял целую волну публикаций в СМИ на тему стритрейсинга вообще и в Москве в частности. Точки зрения – от «сажать на 15 суток и штрафовать» до «пусть ездят, это так здорово!» Трагедия обнажила целый комплекс проблем, связанных не только с уже набившим оскомину стритрейсингом.

Любая гонка, будь то Гран-при «Формулы-1», ралли или картинг, является мероприятием, связанным с потенциальной опасностью как для участников и организаторов, так и для зрителей. В прошлом веке на гонках разных классов гибло и получало травмы большое количество людей, среди которых и гонщики, и зрители, и обслуживающий персонал. Гоночные ассоциации всерьез озаботились обеспечением максимального уровня безопасности. Претерпели изменения как конструкция гоночного автомобиля, так и экипировка пилота. Трагедий стало меньше, но все равно их не избежать. Например, на одной из гонок Ф-1 комиссара на трассе убило отлетевшим от болида колесом. То есть фактор вероятного травмирования остается достаточно высоким. Это должны учитывать и команды, и организаторы, и зрители.

Очевидцы трагического заезда в Промышленном проезде говорили о том, что у гонок были организаторы, то есть действие было не стихийное. В чем заключалась организация? Оказалось, что в раздаче рекламных стикеров и сборе денег с гонщиков и зрителей. Трасса не была оборудована защитными сооружениями, не говоря уже о том, что не было ни машины «скорой», ни спасателей, положенных при проведении подобных мероприятий. Для сравнения: в этот же день, только днем, в Лужниках вокруг Большой спортивной арены тоже проходили соревнования – Гран-при Москвы по кольцевым автогонкам Pulsar 2010. Не будем говорить обо всех минусах городской трассы, особенно в наших условиях. Но! Трасса была организована, зрители защищены, гонщики соответственно экипированы. Снимающая пресса давала специальную подписку о том, что соревнования связаны с повышенной опасностью. Естественно, присутствовали все необходимые спасательные службы. Ситуацию контролировали милиция и охрана стадиона, которая препятствовала проникновению на трассу лиц без специального допуска. В общем, все как положено. Аварий избежать не удалось – гонки все-таки. Но и трагедии при этом не случилось. Главный промоутер серии RTCC, профессиональный автогонщик Сергей Крылов сказал, что технология построения трассы была отработана в прошлые годы. Бетонные отбойники и сетки защищали зрителей и тех, кто работает непосредственно на трассе. В двух случившихся в ходе заездов авариях пострадали только автомобили. «В городских гонках водитель защищен машиной, а все внешние участники соревнований и зрители – специальными сооружениями вдоль трассы», – сказал гонщик.

За неделю до субботних событий вечером позвонил знакомый. «Слушай, - говорит, - я тут на Воробьевых горах застрял – решил посмотреть на стритрейсеров. Зрелище потрясающее: красивые авто, свет, музыка, рев двигателей, народу куча – восторг! Кстати, почему-то дорога мокрая, а на подъезде сюда – сухая. Ее тут специально полили, что ли? Они (гонщики) шлифуют асфальт, машины тащит в занос, но все равно ездят. Милиция стоит в сторонке, смотрит». То есть надо понимать так, что мокрый асфальт – мера предосторожности, «чтобы не гоняли»? Официально, конечно, не придраться, а может, это и вовсе совпадение – просто убрали улицу. А если нет? Вот такая выходит «безопасность».

Другой вопрос – организация непрофессиональных любителей быстрой езды, владельцев мощных автомобилей. В столице масса авто, способных разгоняться до 200 км/ч и выше. Как видишь на московской дороге, например, Porsche (не Сayenne, а что-то серьезное) – блестящий кузов, низкая посадка, сдержанный глубокий рокот мощного двигателя, – так задаешься вопросом: где на такой «тачке» можно «зажечь», не нарушив при этом ПДД? Да и зачем ее покупать, если не использовать на полную катушку? Только для понта? Так вот ездят и 200, и 250 прямо по городу. И днем, и ночью. И не только Porsche. И дело не всегда в «отсутствии башни» у водителя. Сергей Крылов считает, что большинство участников рискованных заездов и любителей экстремального вождения понятия не имеют, как правильно реагировать в экстремальной ситуации. А главное вообще в том, чтобы знать, как НЕ довести автомобиль до ухода с траектории.

Следующий аспект – субкультурный. Стритрейсинг – это совершенно необязательно патологическое безумие. Это стиль, хобби, увлечение, способ общения. В Москве (да и в России) не так много настоящих представителей этой субкультуры, то есть тех, кто разбирается в автомобилях досконально, знает основы физики, химии, аэродинамики, умеет грамотно водить автомобиль. Да, есть у стритрейсеров такая фишка: надо противостоять «дорожным властям», но это лишь один из элементов, и он может приобретать разные формы. Известно, что многие сообщества стритрейсеров весьма озабочены как собственной безопасностью при проведении заездов, так и безопасностью зрителей. Но все же стритрейсер скорее всего не поедет на автодром (например, в Мячково), потому что это противоречит его сути. Уличные гонщики, как ни крути, – субкультура, связанная с повышенной техногенной опасностью для окружающих.

В итоге, как всегда, возникает вопрос: что делать? Однозначного решения проблемы нет. Сергей Крылов полагает, что дело не только в штрафных санкциях и наведении законного порядка, но и в ответственности лиц, участвующих в рискованных уличных гонках. Абсолютно понятно, что, подвергая риску себя, стритрейсер еще большей опасности подвергает окружающих. Крылов также═считает, что нужно больше показывать людям, к чему приводят подобные дорожные приключения и что надо учить народ правильно ездить, рассказывать людям с правами и без о том, как может повести себя автомобиль в той или иной ситуации. А стритрейсеры, судя по сообщениям на их форумах и анонимным комментариям, нажимают на то, что они имеют право подобным образом самовыражаться. Видят ли они проблему? Сомнительно. Одно дело – модная тусовка. Другое – ответственность за возможные трагические последствия, которые, кажется, стритрейсеры осознают только после того, как произойдет катастрофа.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
997
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
630
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
441
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
622

Другие новости