0
2770

06.08.2010 00:00:00

Национальный паритет и интернациональный перекос

Ян Гордеев

Об авторе: Ян Александрович Гордеев - собственный корреспондент "НГ" в Татарстане.

Тэги: татарстан, башкирия, политика, язык, школа


татарстан, башкирия, политика, язык, школа Русские Татарстана возлагают особые надежды на Рустама Минниханова.
Фото РИА Новости

В этом году президенты Татарстана и Башкирии Минтимер Шаймиев и Муртаза Рахимов после двух десятилетий правления поочередно сложили с себя полномочия. Почти одновременная смена власти породила в республиках воскрешение надежд, что будет решена проблема, появившаяся еще с 90-х годов прошлого столетия. Эта проблема – неравное представительство народов в системе власти.

В республиках надеются на некое подобие оттепели, которая позволит начать диалог между властью и обществом по национальному вопросу, одинаково острому и для Татарстана, и для Башкирии. Сегодня привлечь внимание новых президентов к «национальным перекосам», доставшимся в наследство от прежних правителей, пытаются прежде всего представители русских общин.

На днях представители виртуального интернет-сообщества «Русский язык в школах Башкирии» написали открытое письмо президенту Башкирии Рустэму Хамитову. «Мы считаем, что на все руководящие должности в регионе нужно принимать, сообразуясь исключительно с деловыми и профессиональными качествами, а не национальностью. Мы считаем, что в общеобразовательных школах необходимо отменить «обязаловку» с изучением национального языка. Мы считаем, что наряду с сетью татарских и башкирских гимназий должна появиться сеть русских (славянских гимназий)┘ в регионе нет ни одной русской школы», – сказано в обращении. В письме также изложены шесть требований к новой власти, и, хотя речь идет только о ситуации в Башкирии, русские в соседнем Татарстане полностью поддержали это воззвание.

Общество русской культуры Республики Татарстан в конце прошлого года тоже заявило, что обязательное изучение титульного национального языка за счет сокращения изучения русского языка приводит к падению грамотности. Так, в 2009 году «ЕГЭ по русскому в Татарстане вообще не сдали почти 6% выпускников, в то время как по России эта цифра не превышает 2,5%», – заявляют представители Общества русской культуры.

Степень «национального перекоса» демонстрирует прежде всего политическая сфера: состав региональной власти на всех ее этажах этнически однороден и демонстрирует доминирование так называемой титульной нации. В обоих субъектах Федерации при назначении на должности в первую очередь учитывается национальная принадлежность, а потому башкиры в Башкортостане и татары в Татарстане получают преимущества при назначениях на государственные должности. Разумеется, это неформальная практика, официально отбор чиновников идет по критериям профессионализма. Однако сегодня налицо этническая дискриминация, когда крупные национальные группы оказались вычеркнуты из политики.

Так, в Татарстане, где русских около 50%, и в Башкирии, где их более 30%, во власти они почти никак не представлены. Так, в Казанском кремле первые десять административных постов занимают представители титульной нации. Такое же положение и на нижеследующих этажах власти. Региональный парламент не менее ярко демонстрирует этническую диспропорцию – из 100 депутатов Татарстана не татар меньше трети. Объяснить такое положение выбором народа трудно, учитывая тот факт, что избирательные кампании в Татарстане проходят под сильным административным давлением, а списки «победителей» ясны задолго до дня голосования.

Этническая диспропорция в Татарстане сложилась в начале 90-х годов. Когда Татарстан только начинал свою историю независимости, Минтимер Шаймиев заявлял, что сохранит советскую кадровую традицию, по которой на местах начальники титульной национальности дополняются русскими представителями в качестве заместителей. Сам Шаймиев держал русского вице-президента, но очень недолго. К середине 90-х с местного политического олимпа был убран последний русский – председатель Госсовета Татарстана Василий Лихачев. А чиновники рангом пониже, следуя аппаратному правилу «делай, как начальник», стали выдавливать русские кадры, замещая их представителями титульной нации. Власть в республике мгновенно стала этнически гомогенной. Произошло выдавливание русских кадров из всех сфер власти – исполнительной, законодательной и судебной. К чему это привело, можно судить хотя бы по тому, что в последнем правительстве Шаймиева не было ни одного русского.

При этом любая попытка поднять вопрос представления народов во власти обычно натыкается на солидное юридическое обоснование. По Конституции Татарстана в республике проживают лишь два «народа»: первый – татарский, второй – многонациональный. Если татары могут апеллировать к своим национальным правам – Конституция дает им эту возможность, то у представителей других национальностей (прежде всего у русских) такое право есть лишь на бумаге, но отсутствует на практике.

До какого-то времени федеральный Центр не обращал внимания на эту ситуацию, но в последние годы робко стал поднимать проблему. Власть в Татарстане отчиталась быстро, пояснив: высшие должности в республике могут занимать лишь те, кто владеет вторым государственным языком – татарским. Правда, не все татары говорят на своем родном языке, не говорит на татарском абсолютное большинство русских. Но есть одна особенность. Изучение татарского языка ведется лишь в школах, а выучить его взрослому невозможно – в Татарстане нет ни курсов татарского языка, ни учебников. А потому, если татары могут узнать язык в семье, все остальные народы такой возможности фактически лишены. Таким нехитрым образом путь во власть представителям нетитульной нации закрыт.

Предпосылок для исправления ситуации пока мало. Лишь после назначения Рустама Минниханова в татарстанском правительстве появились два русских министра. Это дало повод говорить о том, что прежняя кадровая политика может измениться. В Башкортостане, кстати, вместе с русскими вне властной структуры оказались татары, а с учетом того, что башкиры составляют лишь около трети населения республики, там безраздельное доминирование во власти титульной нации выглядит издевательски вызывающим. Но пока в этой республике нацсостав правительства не менялся, хотя и там надеются, что Рустэм Хамитов прислушается к претензиям представителей русской и татарской общественности на равноправие.

Казань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
311
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
549
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
476
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
424

Другие новости