Бакалавр так и остался не понятым работодателем.
Фото Романа Мухаметжанова (НГ-фото)
Завершен второй этап перехода на уровни высшего профобразования. До 1 сентября 2009 года обучение в высшей школе осуществлялось по решению Ученого совета вуза по образовательным программам бакалавриата, специалиста и магистратуры. То есть право окончательного решения – сколько лет учиться – было оставлено за вузовским сообществом в лице лучших ученых мужей. К сентябрю 2010 года «внедренческий период» перехода на новую систему практически завершится. У вузов начнется новая жизнь.
Напомним, что 27 октября 2007 года Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления уровней высшего профессионального образования» завершился законодательный этап нововведения. Он подвел черту широкой дискуссии и подготовил общественное мнение к «безболезненному» переходу на двухуровневую модель.
В разговорах о том, что реформа навязана нам Западом, значительная доля правды все-таки есть. Подписание Болонской декларации и реформирование системы высшего российского образования были обязательным условием Всемирного банка для выделения правительству Ельцина финансового ассигнования проводимых рыночных реформ и получения кредитов. Хотя┘ строго говоря, бакалавриат в том или ином виде практикуется в РФ некоторыми университетами аж с 1997 года.
Итак, это будет четыре или три года обучения вместо пяти-шести. Скороспелое, укороченное высшее образование, в результате которого получается и не дипломированный специалист высокой квалификации, и не квалифицированный рабочий, и не специалист в лице выпускника ссуза...
Подобного рода обсуждения проблемы, затеянные широкой вузовской аудиторией, привели в конечном итоге к тому, что в РФ появился новый термин – «профессиональный бакалавриат». Прозападная модель включает в себя обучение за три года и получение диплома бакалавра по общему направлению. Например, «бакалавр по экономике», «бакалавр по управлению». Отечественные же престижные вузы предложили другое – учиться четыре года по профилю с получением так называемого профильного диплома. Например, бакалавр по финансам, бакалавр по менеджменту, бакалавр по налогам и т.д. Кстати, такая модель давно и успешно действует в Китае.
Этим, собственно, и будет в некоторой степени разрешена та коллизия, что работодателей, которые очень просили современную систему, совсем не устроил «полуспециалист», выходящий на рынок труда. Кроме того, сохранены меркантильные интересы государства. Это когда сокращающееся время на подготовку специалиста снимает бремя финансовой нагрузки с населения, вынужденного оплачивать подготовку выпускников, не востребованных экономикой страны. Бакалавриат лишает молодого человека больших амбиций. И это тоже на руку государству, которое сейчас нуждается более в синих воротничках, чем в белых. Бакалавриат идеален для армейского пополнения. В армию успеет прийти контингент принципиально иного уровня образования, что не может не радовать армейских начальников. Остается напомнить, что магистратура в будущем должна будет принимать не более 25%, это ее модель в идеале. И в основном она станет платной.
И все бы хорошо... но сегодня дальновидные эксперты спрашивают себя, а не займемся ли мы в таком случае снабжением и насыщением подготовленными специалистами рынков Европы. Ведь бакалавриат будет способствовать мобильности студентов. Ныне приветствуется унификация знаний, и талантливый студент спокойно может переходить из вуза в вуз, даже зарубежный. И дело это не далекой перспективы, как ошибочно думалось ранее, а уже сегодняшних реалий.
Другую обеспокоенность футурологов вызывает сокращение слоя национальной интеллектуальной технической элиты, которое может прийти вслед за массовым бакалавриатом. Вот почему «движение за специалитет», которое объявили престижные вузы, пока не сходит с повестки дня. Официальная позиция Минобразования РФ такова: некоторые вузы – технические (по инновационным технологиям), правовые (юриспруденция), медицинские и др. – по распоряжению правительства смогут сохранить специалитет (пять и шесть лет). Но список таких вузов будет утверждаться правительством. То есть вузу, претендующему на сохранение у себя специалитета, нужно защитить свою позицию, что они готовят важные кадры в области безопасности человека и страны.
В ситуации выбора у ректора любого вуза появится дилемма – выбирать между материей и духом. Думать о дне насущном и своем бюджете или думать об интересах будущности целого государства. А ведь сложно придется им, согласитесь!