Многие эксперты-политологи считают, что за двухсерийным фильмом про «крестного Батьку» стоят российские власти. Сам Лукашенко кивает на российских «супермиллиардеров». В общем, речь идет о кругах, принимающих политические решения (используем здесь ставший популярным термин).
«Крестный Батька» по всем признакам напоминает политический message. Он подан как журналистское расследование, но по динамике, структуре и подаче это чистая пропаганда, в которой нет пространства для осмысления – она просто пассивно усваивается. Это фильм о мерзавце, который хвалит Гитлера, устраняет политических оппонентов, отбирает ребенка у любовницы, сажает в тюрьму оппозиционеров.
Он вероломен и нагл. Он темен, необразован и считает Василя Быкова поэтом. Он непоследователен. Сначала хвалит российские войска за своевременные, правильные, успешные действия в Южной Осетии. Потом отказывается признавать ее, Южной Осетии, независимость.
На самом деле, здесь нет никакой непоследовательности. Очень многие, и не только герой фильма про «крестного Батьку», считают, что дать вооруженный ответ Грузии было нужно, а признавать новые государства – нет. Над этим можно было бы задуматься, приобщаясь к откровениям НТВ. Но проблема как раз в том, что задуматься – некогда. Не успеешь. Успеешь лишь возмущенно сказать «ах!», а повествование уже увлекает тебя на новые глубины нравственного падения.
Фильм адресован российской аудитории. Вероятно, он создает контекст для понимания нынешних или будущих шагов наших принимающих решения кругов. Как понимать, к примеру, если на выборах в Белоруссии наши круги поддержат не Александра Григорьевича, а кого-то другого? А вот так и понимать! Фильм смотрите. Усваивайте. Повторяйте пройденное.
Российская аудитория пассивно усваивает информацию ничуть не хуже любой другой аудитории, а кое-где демонстрирует и непревзойденный талант. Так или иначе, создатели сериала про Батьку свою аудиторию знают не на пять баллов, полагая, что имеют дело с оруэллианским обществом. Это у Оруэлла можно было воевать с Евразией четыре года, но полагалось думать, что с Евразией воевали всегда. Аудиторию, вылепленную российским ТВ из российского общества, можно убедить в том, что Евразия теперь враг, но вряд ли удастся заставить ее забыть о том, что четыре года назад Евразия врагом не была.
«Крестный Батька» - это фильм о человеке, которому не должно подавать руки, с которым не должно сидеть за столом и иметь дело. Тем не менее, российская аудитория хорошо помнит, что с этим человеком мы официально дружили с середины 90-х. И ели с ним, и разговаривали, и обнимались, и целовались, и любили друг друга так, что об этой любви впору было сочинять баллады.
Так зачем дружили-то? Он же – вон какой (дальше перечисляются все негативные черты персонажа).
Можно ответить: «Не знали!» Ребята с НТВ своим фильмом открыли нам глаза. Теперь они видят прежде сокрытое.
И это будет вранье.
Вранье, потому что и о сыне Коле, и об исчезновении людей, и о многом другом год за годом регулярно пишут газеты. И западные, и российские, и даже белорусские – те, у кого еще есть такая возможность. Все это игнорировалось год за годом, а сейчас вдруг всплывает, пузырясь откровениями.
Работу тех, кто действительно занимался журналистскими расследованиями (немало при этом рискуя) или критиковал белорусскую власть, изнасиловали в извращенной форме, облачили в одежду проститутки и отправили на пропагандистскую панель.
Вот о чем этот сериал. История одного изнасилования.