Фото Reuters
Чудовищная как по факту, так и по последствиям, трагедия произошла 7 июля на Азовском море. В Ейском районе Краснодарского края при купании в неположенном месте утонули 7 человек – шестеро детей и взрослый. Как сообщается, на Ейской косе купающихся унесло течением. Двух детей удалось спасти.
Сегодня это происшествие обрастает и вовсе убийственными подробностями. Информагентства сообщают, что трое преподавателей были на момент трагедии в состоянии алкогольного опьянения, а на месте трагедии (на берегу) найдены пустые банки из-под пива. Оказывается, что выезд из лагеря был экскурсионный, (не для купания), а директор лагеря вообще отказывается от ответственности за происшествие, так как оно произошло за территорией учреждения. Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов говорит о том, что директора надо снять с должности. Кажется, факт отстранения руководства лагеря от дел должен произойти просто «по умолчанию», а заезд новых смен отменен до выяснения всех обстоятельств трагедии.
60 учеников московской школы 1065 выехали на отдых в оздоровительный лагерь «Азов». В ближайшее время в этот лагерь ожидается прибытие 47 детей из Екатеринбурга и более сотни - из Сыктывкара. Почему всех детей срочно не вернули по домам? Почему лагерь не закрыт? Не понятно. И еще вопрос: а были ли дети застрахованы на время поездки?
Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович в разговоре с агентством «Интерфакс» сказал просто «замечательные» слова: «воспитатели, сопровождавшие московских школьников, «не злодеи». Нет, они не злодеи, пока суд официально не назовет их «злодеями». Однако равнодушие и безответственность гораздо хуже злодейства, потому что эти явления очень сложно распознать и предотвратить последствия.
Авось и «пофигизм» стали просто бичами современной России. Это касается буквально всех сфер жизни страны. Будь то аварии на шахте, пожары в больницах и домах престарелых, автомобильные и авиакатастрофы. Виновных находят – крайних виновных, так сказать, непосредственных, выплачиваются компенсации, назначаются «тотальные» проверки и все благополучно утихает. Не проходит и нескольких месяцев, как вдруг снова трагедия. А может быть не вдруг?
Каждое лето в России начинается с громогласных заявлений властей о том, что необходимо обеспечить отдых детей в летнее время. Выделяются деньги, требуются отчеты. Потом, осенью, идут бравые рапорты о том, сколь детей отдохнуло. Вопрос: как и где отдохнуло? Не проходит лета, чтобы в прессе не фигурировали заброшенные лагеря, факты ненадлежащего ухода за детьми в местах отдыха.
Незадолго до трагедии на Азовском прошла информация о том, что в один из лагерей отправили воспитанников детского дома. Показали этот лагерь. Создалось ощущение, что детей просто отправили отдыхать на помойку. И это детдомовских ребят! У них нет родителей, некому за них заступиться, поэтому они просто сбежали из этого лагеря. Только так им удалось привлечь внимание властей.
В России остался, пожалуй, только один специализированный детский курорт – Анапа – который худо-бедно, но работает. Там отдыхают дети, как с родителями, так и в оздоровительных лагерях. Но отдых там отнюдь не дешев. Для семей, которые не могут себе позволить заплатить за семейный выезд сроком в три недели около 70-80 тысяч рублей, отправляют детей в лагерь, доверяя их жизнь совершенно посторонним людям, которые (бывает и не редко), не имеют не то что педобразования, но и вообще опыта работы и общения с детьми.
То есть дело, видимо, в системе: советская лагерная (часто – в самом чудовищном смысле этого слова) система успешно перекочевала в наши дни – без корректировки, без реконструкции, на старых базах и с совковыми подходами к управлению и содержанию системы детских оздоровительных центров.
Детишек похороним, на «голубом глазу» власти гневно пошумят, поговорят, с металлом в голосе потребуют «разобраться, доложить и наказать», непосредственных виновных осудят. Но нет никакой уверенности в том, что трагедия не повториться вновь именно из-за, говоря компьютерным термином, – fatal system error – фатальной системной ошибки. Так что, вероятно, лучшее решение в данной ситуации – крепче держать детей за руку.