Пиратам, захватившим танкер «Московский университет», не удалось добраться до берега. Видимо, сообщил вчера Интерфаксу высокопоставленный источник в Минобороны РФ, все они погибли.
Как известно, 5 мая танкер с российским экипажем был захвачен сомалийскими пиратами. Однако уже на следующий день на судно десантировались подразделения морской пехоты с большого противолодочного корабля «Маршал Шапошников». Пехотинцы взяли захваченный танкер штурмом и разоружили пиратов.
Затем все пираты были высажены в одну лодку и оставлены в ней в 300 милях от ближайшего берега. То есть отпущены, как сказал один из моряков, в свободное плавание. При этом российские моряки заранее изъяли из лодки абордажное оборудование, вооружение, а также навигационные приборы. По данным радиопеленгации, как сообщил ранее РИА Новости «источник в Министерстве обороны РФ, знакомый с ходом операции по освобождению танкера», приблизительно через час сигнал с пиратского судна пропал с радаров российского боевого корабля.
Информацию источника российского военного ведомства подтвердил вчера и посол Сомали в РФ Мохаммед Хандуле. «Умерли пираты или нет, это не должно вас интересовать, – заявил посол журналистам. – Пока нет никаких данных, говорящих о том, что они могут быть живы или прибыли на берег. Найдем живыми – будем судить, но у нас нет средств искать их в море». По словам посла, Россия поступила абсолютно правомерно, оставив пиратов в открытом море: «Мы не обвиняем Россию и не думаем, что тут было злоупотребление силой».
Таким образом, российские моряки, по сути, выполнили указание президента Дмитрия Медведева, заявившего на днях, что, пока не будут созданы международный суд и другие юридические документы, «нам придется поступать так, как поступали наши предки, когда встречали пиратов». Впрочем, в морях, омывающих Россию, пиратство никогда не процветало, а вот наши общечеловеческие, скажем так, предки решали вопрос с пиратами просто – их вешали на реях без суда и следствия.
При этом за скобками этой трагической (для пиратов) истории остается несколько вопросов. Главный – каковы будут последствия этой акции? До сих пор, как известно, пираты старались сохранить жизни пленных моряков. Теперь не исключено, что они будут действовать более жестко, не дай бог – жестоко, особенно если в составе экипажей захваченных ими судов будут россияне. Как показывает практика, у пиратов хорошо налажена информационная сеть и многие из бандитов будут считать, что россияне умышленно отправили лодку с пиратами на смерть (в 300 милях от берега остаться без навигационного оборудования, да еще на надувной лодке, – это испытание, как говорится, не для слабонервных). Во что это выльется для других судов, пока неизвестно.
Конечно, теперь пираты будут знать, что Россия не оставляет свои экипажи в беде. Однако когда пираты берут какое-либо судно на абордаж, им, как правило, мало дела до гражданства и национальности находящихся на борту моряков. Так что фактор устрашения тут может не сработать. Тем более что корабли эскадры ЕС и НАТО, не говоря уже о единственном в этом районе российском боевом корабле, не способны остановить атаки бандитов на мирные суда.
Наконец, есть еще несколько вопросов, на которые вчерашнее сообщение не дает ответа. Во время штурма морскими пехотинцами «Московского университета» произошла короткая перестрелка, в ходе которой один пират был убит, несколько получили ранения. Вопрос гуманитарного характера: раненых, получается, тоже погрузили в лодку? А где труп убитого пирата? Или, как поется в песне, «к ногам привязали ему колосник»?.. И хотя гуманизм и пиратство – вещи несовместимые, все-таки на флоте всегда существовали свои традиции, даже в отношении противника.
В общем, если и получается победа над пиратами, то явно не окончательная. И вопросов остается больше, чем ответов.