Ректоры вузов надеются, что после создания образовательного ТВ-канала родители не будут бояться оставлять своих детей около экрана.
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
На заседании Совета по качеству общего образования в РФ общество, в сущности, призвали к атаке на СМИ. Точнее на телевизионные каналы. И это не первое собрание, где СМИ, и в первую очередь ТВ, объявляются врагами педагога.
Если отбросить общую риторику уважаемого собрания, например реплики типа «как может нравственно больной человек занимать пост, оказывающий влияние на миллионы людей», то конструктивными в обсуждении проблемы видятся в основном предложения ректора МГУ Виктора Садовничего: наладить партнерство СМИ с научно-образовательным сообществом.
В принципе никто и не сомневается в логичности создания оного. Лишь бы это партнерство не стало смахивать на обслуживание. Ректор МГУ считает, что на современном этапе наиболее эффективной формой реализации такого партнерства может стать государственно-общественный заказ, который предполагает создание и поддержку медиаплощадок, а также производство медиапродуктов образовательной и просветительской направленности.
«Надо создавать и настойчиво реализовывать этот заказ у нас в стране, – подчеркивает академик Садовничий. – Я думаю, пока это единственный способ уйти от околонаучных трактовок и непрофессиональной подачи информации об образовании и науке».
Второй тезис Садовничего тоже справедлив – не помешает мониторинг деятельности СМИ. Вопрос только в том, что идет вслед за мониторингом. Виктор Садовничий уверен, что необходимы наблюдательные советы за деятельностью ТВ-каналов и продуманная система штрафов за нарушения каналами кодекса журналисткой этики. Такой опыт есть за рубежом. Например, есть каналы BBC (Великобритания), ОРД (Германия), СВТ (Швеция), общественный характер которых позволяет занимать значительное место в сетке вещания социально ориентированным и просветительским передачам. Механизм социально-общественного контроля, в случае если он появится, не будет препятствовать свободе слова, уверен ректор Садовничий. А выиграют от него гораздо больше людей. И тогда родители не будут бояться оставлять своих детей около экрана, опасаясь, что в дневное время те увидят сцены насилия и эротики.
Третий момент, озвученный ректором МГУ, касался создания специального образовательного канала. Доля просветительских программ на ТВ около 4% от общего объема вещания. Отчасти эти задачи просвещения выполняет канал «Культура», но его смотрит всего 2% зрителей. Просветительские ТВ-программы – не самые коммерчески выгодные. Но мир как-то справляется с этим. Как? Например, создает социально ориентированные программы, которые существуют за счет абонентской платы. Увы, это не самый лучший путь для РФ. Самое надежное для нас – это поддержка государства. Ректор МГУ рекомендовал не жалеть государству на это денег, даже если такое ТВ будут смотреть всего 15% людей.
Не исключено, что идея создания образовательного канала будет одобрена. Ходят даже слухи о том, что случится такое совсем скоро. Есть же, например, специальный канал, на котором только и делают, что целый день показывают, как надо удить рыбу┘
Если создание канала одобрят, то сразу же возникает вопрос, кто встанет у его руля. Сегодня свои амбиции косвенным образом обозначили Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», и декан факультета тележурналистики МГУ Виталий Третьяков, который сразу же объявил на заседании, что канал в случае его создания нужно передать МГУ им. М.В.Ломоносова. Ректор МГУ Виктор Садовничий, понимая, какая ответственность ложится на создателей канала, отреагировал на заявление следующим образом: университет один такую ношу не потянет. За рубежом образовательный канал ведут телестудии сразу нескольких университетов, а осуществлять трансляции им помогают спонсоры.
Если вопрос создания канала в ближайшее время не будет решен, то судьба федерального телевещания в ближайшие пять лет все равно изменится. Декан факультета журналистики МГУ Елена Вартанова напомнила собравшимся, что нас ждет цифровое телевидение и жесткая конкуренция каналов. Молодежь выбирает интерактивность. Значит, телевидение, а вслед за ним и зрительский интерес будут перемещаться в сторону сетевых структур. Молодой человек сможет выбирать из 20–30 каналов, поэтому, уверена декан, молодых людей нужно учить медиаобразованию, учить понимать плюсы и минусы СМИ. На уроках дети должны будут заниматься деконструированием СМИ и учиться формировать свой запрос к СМИ.
Мысль не нова, но так и хочется предостеречь желающих раздуть сетку школьного расписания – школа в первую очередь должна учить базовым дисциплинам и умению работать с первоисточниками. А человека с хорошими знаниями не обманут никакие СМИ.