Курманбек Бакиев предлагает временному правительству переговоры.
Фото Reuters
Нет ничего хуже неизвестности. В эти дни население хорошо понимает истинность этого утверждения. Уже неделю страна находится в подвешенном состоянии. Власть при непосредственном участии тысяч человек сменилась, президент бежал в родное селение, оппозиционеры заняли еще теплые кресла высокопоставленных чиновников. Однако успокоения и радости в обществе не наступило.
Да, вроде временное правительство взяло власть, да, вроде оно делает заявления, выпускает декреты, пытается контролировать жизнь страны и налаживать отношения с соседями и даже готовится снизить ненавистные всем жителям тарифы ЖКХ. Послужившие, кстати, катализатором очередной революции в Киргизии. Однако проблем с каждым днем становится все больше.
Перечисление всех сложностей, с которыми сталкиваются как страна, так и члены временного правительства (ВП), заняло бы, пожалуй, всю газету – от первой до последней полосы. Остановимся на основных. Первая – само ВП не является монолитным: страной на данный момент командует (или пытается) группа людей, у каждого из которых есть президентские амбиции. Слаженности в этой группе нет.
Второй момент – легитимность. Временному правительству о законности своих действий на данный момент говорить не приходится – парламент и Конституционный суд распущены, а президент в отставку добровольно уходить не собирается. Так что в стране ситуация такова: президент де-юре представляет власть, но де-факто не способен ею пользоваться. А новое правительство, наоборот, контролирует положение в стране, не имея для этого юридических оснований. Понимание момента лишает граждан Киргизии оснований безоговорочно подчиняться временному правительству.
Еще одна деталь: смена фамилии на табличке кабинета главы государства вовсе не означает, что в стране по мановению волшебной палочки решатся все проблемы. Чиновники перестанут брать взятки, дороги починятся сами собой, цены упадут, тарифы снизятся, а зарплаты вырастут в 10 раз. Трудности, существовавшие при Бакиеве, по наследству достались и тем, кто называет себя правительством народного доверия. Республика не может прожить без внешней помощи. Внутренних ресурсов нет – все разворовано. Теперь стране нужны кредиты, гранты, гуманитарные грузы, списание долгов и переносы сроков выплат. Иначе – банкротство.
Непонятна ситуация с самим Бакиевым. Глава государства сидит у себя на родине, делает заявления, призывает на помощь мировое сообщество, угрожает гражданской войной и опасается, что его убьют. Новые власти утверждают, что президент и его родня виновны в гибели 80 человек, лишают Бакиева президентского иммунитета, однако не делают никаких шагов по задержанию президента. Возникает вопрос: почему?
Честно говоря, умиляет позиция президента. Уже бежав из Бишкека, Курманбек Бакиев заявил СМИ, что обвинения в свой адрес считает несправедливыми – дескать, семейственности не было, это ничего, что сыновья и братья заняли ведущие государственные посты: «Я ж не виноват, что у меня большая семья». Складывается впечатление, что Бакиев жил в какой-то другой, сказочной Киргизии. В настоящей тысячи жителей открыто его проклинали и судорожно соображали, на что жить.
Отдельно хочется остановиться на словах президента о том, что журналистам в стране работалось комфортно и свободно. Автору этих строк сотрудники киргизских спецслужб, напрямую подчинявшихся главе государства, предлагали выбирать – или замолчать, или «случайно выпасть из окна». Угрозы были вполне реальны... Так, Геннадий Павлюк, работавший на ряд изданий, предупреждения всерьез не воспринял и в декабре 2009 упал, связанный по рукам и ногам, с шестого этажа. Большинство журналистов тут же замолчали, кому-то, как и мне, пришлось срочно выехать из страны.
Впрочем, на все эти политические разборки обычному населению по большому счету плевать. Для рядового жителя Киргизии важно наконец зажить нормально – спокойно, сыто, по-человечески. Может, хоть в этот раз получится?