На этой неделе Федерация автовладельцев России (ФАР) сообщила о планируемой во второй декаде апреля акции против права преимущественного проезда чиновников. Речь идет о машинах со спецсигналами, не принадлежащими экстренным службам. Как говорят в федерации, «общественное недовольство повсеместным пренебрежением безопасностью на дорогах такими автомобилями достигло уже своего пика». Однако, как оказалось, эту советскую чиновничью «традицию» изжить очень сложно.
Что касается столицы, то самым страдающим от автомобилей со спецсигналами является Западный административный округ Москвы, по которому от МКАД до Кремля проходит так называемая правительственная трасса с полосой для спецтранспорта, которая также является разделительной полосой. Уже давно в столице практически на всех вылетных трассах построены бетонные разделители, уменьшающие аварийность из-за выезда транспорта на встречную полосу. Но не на Кутузовском проспекте. Черные джипы и лимузины на бешеной скорости летят меж двух потоков машин, потенциально создавая аварийную ситуацию. Вместе с этим весь транспорт, включая общественный, то есть десятки тысяч москвичей, стоят в гигантской ежедневной пробке, которая может тянуться от площади Победы до МКАД, а то и дальше. Постоянные блокировки трассы ради одной-двух чиновничьих машин вызывают вполне справедливый гнев как водителей автомобилей, так и пассажиров переполненных автобусов.
Однако проблема Кутузовского проспекта и Можайского шоссе как транспортной артерии мигалками не ограничивается. Две недели назад столичное правительство посредством распоряжения мэра Москвы Юрия Лужкова ознакомила жителей с «проектированием линий и объектов метрополитена для организации их строительства начиная с 2012 года». Интерес представляет приложение № 1 к этому документу с четко обозначенными местами, где в будущем появится метро. Если коротко, то согласно этому документу по Западному округу пройдут аж три линии метро! Казалось бы, транспортная проблема для большинства жителей округа близка к решению. Но нет. Существующие линии – «Синяя» и «Голубая» – на протяжении от центра до станции «Кунцевская» идут практически параллельно и довольно близко друг от друга. А трассировка новой Солнцевской линии показывает, что огромный район, лежащий к западу от пересечения Рублевки и Кутузовского проспекта, остается без внеуличного транспорта и, видимо, без перспектив его получить в обозримом будущем. Единственный путь у жителей, например, 95-го квартала Кунцева и Сколковского шоссе – стоять в бесконечных пробках на Можайке с целью добраться хотя бы до «Славянского бульвара».
Проблема крайнего столичного запада не единична в плане транспорта. Метро – замечательная штука, но к каждому подъезду его не подведешь. Отсюда возникает проблема внеуличной транспортной системы в целом, которая в столице, кажется, зациклена исключительно на метро. И жители уже не воспринимают других решений, требуя подземку в каждый микрорайон.
В Москве есть железные дороги и электрички, которые уже де-факто являются городским транспортом. Однако об их интеграции в городскую систему пока ничего не известно, кроме, пожалуй, Московской кольцевой железной дороги (МКЖД), эффективность которой в пассажирском варианте не слишком очевидна.
А решение транспортной проблемы запада столицы, кажется, вполне по силам московским властям. Почему на «правительственной» Можайке есть полоса для движения машин с мигалками, которой пользуются высокопоставленные единицы, в то время как «низкопоставленные» тысячи в это время задыхаются в маршрутках и автобусах? Что если, начиная от Кутузовского путепровода и до кинотеатра «Минск», сделать в обоих направлениях по полосе для общественного транспорта за счет VIP-полосы, например? В этом случае, правда, всем чиновничьим иномаркам с синими мигалками пришлось бы вместе со всеми стоять в пробке, поскольку объездных дорог для Кутузовского проспекта местами просто нет.
С изменением порядка движения можно было бы реализовать старую идею запуска троллейбуса, скажем, от площади Победы до МКАД, убрав нещадно коптящие автобусы и мешающиеся «под ногами» маршрутки. Это особенно актуально с учетом сноса пятиэтажек в районе Сколковского шоссе и застройки территорий многоэтажными домами. Упорядочив движение общественного транспорта, можно добиться сокращения пробок и заторов, зачастую возникающих по вине припаркованных против правил автомобилей, между которыми с трудом лавируют автобусы, закрывая иногда по два ряда движения.
Полосы общественного транспорта появляются везде в мире, подчеркивая приоритет общественного транспорта, приоритет заботы о благополучии жителей города. Такие же полосы вполне очевидны для всех вылетных трасс Москвы. Они бы разгрузили, кстати, и метрополитен, который в скором времени может просто задохнуться от пассажиропотока.