Дмитрий Медведев обрушился на госчиновников, затягивающих исполнение президентских поручений. «Кто не исполняет – на улицу пусть идет», - заявил Медведев на Интернет-совещании во вторник. Кого-то эта жесткость взволновала, кого-то – восхитила.
Кажется, настала пора ловить господина президента на слове. Точнее, на словосочетании. «На улицу» - это жесткая, принципиальная декларация президента Медведева? Или просто фигура речи?
Когда человек оказывается «на улице», он перестает принадлежать прежней системе и ищет себе место где-то еще. Когда «на улице» оказывается государственный чиновник, это означает, что государство или связанные с ним структуры не занимаются вопросом его трудоустройства.
Медведева даже в западной прессе (в The Financial Times, например) называют «грозой чиновников». За последний год он отметился серией громких увольнений. Оказались ли уволенные «на улице»? Я бы так не сказал.
Вот несколько примеров. Аркадий Еделев. 18 февраля в рамках обещанной Медведевым кадровой чистки МВД уволен с поста замминистра внутренних дел. 16 марта стало известно, что президент направил Еделева курировать работу всех служб и подразделений органов внутренних дел в республике Ингушетия.
По информации некоторых СМИ, предложения перебраться в новый Северокавказский округ были сделаны еще четверым уволенным милицейским генералам. Пресса склонна рассматривать это как «наказание», «возможность искупить вину». На самом деле уволенных (За что? За некомпетентность? Плохой менеджмент? Нарушения?) чиновников перевели на новую, сложную и исключительно ответственную работу. От того, как она будет выполнена, во многом зависит положение дел в самом проблемном российском регионе.
Другой пример – Николай Овчинников. 18 февраля уволен с поста статс-секретаря МВД. В начале марта, как сообщают уральские СМИ (сам Овчинников начинал свою карьеру в Свердловске), возглавил службу безопасности «Газпромбанка». Структуры, скажем так, не самой «внесистемной».
Или Владимир Пронин. 28 апреля 2009 года Медведев освободил его от должности главы столичного ГУВД на волне скандала вокруг майора Евсюкова. 15 марта 2010 года стало известно, что Пронин назначен советником первого заместителя московского мэра Владимира Ресина.
Речь не о персоналиях. Речь о принципах функционирования самой системы, которые Дмитрий Медведев пока не изменил (и вряд ли изменит) и благодаря которым российскую бюрократию не обновят никакие «президентские кадровые резервы» (она не обновится, а разрастется). Вовсе не менеджерские качества влияют на положение человека внутри или вне системы, а история его «встроенности»: он обязательно «чей-то человек», он обязательно кого-то вовремя поддержал, что-то для кого-то сделал, благодаря кому-то где-то оказался или помог где-то оказаться кому-то.
Плохо работал в ведомстве? Получишь назначение в другое ведомство. Станешь первым замом первого зама какого-нибудь министра.
Неважно управляешь регионом? Исчерпал свой потенциал? Милости просим – есть кресло сенатора.
Не выполнил задачу в министерстве? Не желаешь ли в банк на хороший оклад с бонусами?
Не справляешься в точке А – будь любезен, перебирайся в точку Б.
Важно понимать, что именно хочет сказать господин президент. Он сам во многом обязан своим нынешним положением этой же системе. Нам не известны все действующие в ней механизмы консенсуса, и мы не знаем наверняка, кого и в какой мере президент Медведев может вытеснять за системные рамки, игнорируя «личные истории». В этой ситуации любое громкое увольнение процентов на 70% является пиаровским: вытеснение обыгрывается публично, но в действительности его не происходит.
В чем пока можно сомневаться с большой долей уверенности, так это в возможностях Дмитрия Медведева переформатировать систему как таковую. Сделать «страшное дело».
Значит, ловить его на слове все-таки не приходится. Скорее всего, это обещание он выполнить не сможет.