Ректорское сообщество не уверено, что олимпиады этого года пройдут без сюрпризов.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о ликвидации Рособразования и Роснауки с передачей их функций Министерству образования и науки РФ. Разговоры о подобной реорганизации ходили давно, но случилось ожидаемое только сейчас.
Напомним, что Федеральное агентство по образованию осуществляло функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Проводило в установленном порядке конкурсы и заключало государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности. Осуществляло функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций. Оно исполняло роль государственного заказчика федеральных целевых программ и т.д.
Как раз излишнее рвение в выполнении перечисленных функций и стало в последнее время тормозом на пути модернизации образования. Точнее – время, уходившее на согласование документов, существенно тормозило оперативность исполнения решений министерства.
Когда в 2004 году заимствовали у Запада идею создания служб и агентств, предполагалось, что деятельность их будет проходить под общественным контролем и сами органы проявят некую корпоративную культуру, свойственную подобным организациям за рубежом. Но то, чего предполагалось достичь, не получилось. Рособразование то выступало органом, дублирующим деятельность Минобразнауки РФ, то делало попытку иметь собственные приоритеты в бюджетных тратах.
Ему бы жить и далее, но намеченный правительством курс на повышение автономии учебных учреждений и введение новых механизмов финансирования школ и вузов потребовали изменений. Первым и пошло под нож Рособразование.
Теперь поговаривают о том, что, следуя логике заданного курса модернизации, ряд государственных функций, видимо, уже в ближайшее время будет отдан саморегулирующимся организациям и ассоциациям, аналогичным сегодняшнему Совету по олимпиадам под председательством ректора МГУ имени М.В.Ломоносова Виктора Садовничего.
И все бы хорошо, но вот проблема┘ Как говорят сами ректоры, Совет по олимпиадам, существующий много лет как замечательный почин «снизу», став органом, курируемым «сверху», чуть было сразу не утратил доверие академического сообщества. По крайней мере после проведения абитуриентской кампании 2009 года упреки ректоров в том, что не все в порядке с нашими олимпиадами, зазвучали уже не в кулуарах высоких собраний, а выплеснулись на страницы газет. Руководителей вузов удивило небывалое количество троечников среди олимпиадников. И сегодня, приближаясь к новой вступительной кампании, вузовское сообщество, увы, не уверено, что она пройдет без сюрпризов. Так что, стимулируя искусственным образом создание саморегулирующихся организаций, правительство рискует породить новую коррупционную волну.
По мнению многих экспертов, соединение агентств и министерства позволит повысить эффективность использования бюджетных средств. Кстати, как раз подоспела пара цифр из последнего отчета Рособразования┘ Из 1249 учреждений, находящихся в ведении ведомства, не использовали в полном объеме бюджетные средства в 2009 году 478 учреждений, из них – 135 высших учебных заведений, 299 учреждений среднего профессионального образования и 13 учреждений начального профессионального образования. Причина неэффективного расходования, по мнению чиновников, кроется во времени, которое уходит на согласование документов. Но, разумеется, причина не только в этом.
Буквально накануне обнародования указа президента о ликвидации Рособразования председатель правительства Владимир Путин провел совещание, на котором обговорили судьбу закона, тормозящего инновационную деятельность в стране. Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина предложила в течение самого ближайшего времени внести поправки в Федеральный закон 94, регулирующий механизм госзакупок, обратив внимание на то, что определяющими для результатов конкурсов по госзакупкам должны стать не ценовые параметры, а инновационные качества продуктов и услуг.
Но дело в том, говорят многие ректоры вузов в один голос, что закон не подходит не только для закупок наукоемкой и инновационной продукции, он вообще является камнем преткновения для руководителей структуры высшего и даже среднего образования. Уже не раз главы крупных вузов делали громкие заявления в прессе о том, что в конкурсах активно участвуют демпингующие компании, заведомо снижающие цену товаров и услуг. Зачастую вузы, действуя строго в рамках закона, вынуждены доверять заказ не качественному исполнителю, проверенному временем, а тому, кто из потенциальных исполнителей меньше запросит. Не все остальные ведомства согласны с серьезными поправками в закон о закупках, потому что коррупционная составляющая опять же, безусловно, возрастает. А до зрелых институтов гражданского общества нам пока далеко.
В общем, с ликвидацией Рособразования проблем высшей и средней школ, конечно, не решить. А новый курс, провозглашенный правительством, неизменно ставит вопрос о доверии руководителям подразделений министерств, вузов и школ.