Ректор МГУ Виктор Садовничий и министр образования и науки Андрей Фурсенко понимают, что диплом диплому рознь.
Фото РИА Новости
«Создаваемые в настоящее время сеть федеральных университетов и сеть национальных исследовательских университетов станут базой для развития российской высшей школы», – заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на заседании Межведомственной рабочей группы по реализации приоритетного национального проекта «Образование».
Согласно заявлению министра, в стране будет создано до 10 федеральных университетов и до 30 национальных исследовательских университетов. «В ближайшие годы предстоит достаточно сложная работа, потому что перед страной стоят очень серьезные задачи, которые усугубляются демографическим спадом, – отметил Андрей Фурсенко, – причем демографические сложности будут не только в высшей школе, но и через несколько лет – в экономике». Для решения задачи по повышению качества высшего образования в стране и формируются сети федеральных и национальных исследовательских университетов.
Действительно, перед системой образования стоят очень серьезные задачи. Но пока не только рядовой гражданин, но даже академическое сообщество не видят каких-то стратегических решений, способных коренным образом повлиять на систему высшего образования РФ.
Например, до сих пор нет ответа на один очень простой вопрос: какое высшее образование мы пытаемся построить – массовое или элитное? Если исходить из опыта прошлого, то во времена СССР мы имели элитное образование. Не в том смысле, что его могли получить только выходцы из семей, принадлежащих к элите общества. А в том – что любой молодой человек, способный к обучению в высшей школе, имел возможность хотя бы через рабфак (подготовительное отделение) приблизиться к этой заветной цели – учиться в престижном московском вузе. Высшее образование в ту пору имели примерно 15% молодых людей.
Сегодня высшее образование имеют уже 85% людей. И вроде бы мы имеем формальное основание говорить о массовом высшем образовании. Формальное, потому что, как убеждают нас сегодня, диплом диплому рознь. Не все вузы дают действительно высшее образование. И поэтому систему надо менять. Как? Четко ответить на этот вопрос Минобразнауки РФ сможет лишь после того, как объявит стратегическую цель высшего образования – чего оно хочет добиться в итоге? Внятного ответа пока нет. В СМИ периодически взбрасываются будоражащие воображение населения сообщения о «массовом закрытии» или «незакрытии» вузов, о «слияниях и поглощениях», о смене вывесок и т.д.
Без ответа на этот главный вопрос все принимаемые властные решения носят всего лишь тактический характер. В том числе и решения по созданию федеральных университетов. Уже понятно, что созданные федеральные университеты не покроют нужд в образовании всего молодого населения регионов. Кстати, проблема таким образом сегодня даже и не обозначена. В программных документах говорится в основном о том, что оптимизация вузовской региональной сети должна способствовать созданию более тесных связей экономики и вузовской науки.
Высшие школы должны готовить кадры, удовлетворяющие нужды регионов┘ А значит, в будущем вузы будут решать проблемы лишь 20–25% молодых людей. Вот пример: из годового отчета деятельности Сибирского федерального университета видно, что в этом вузе, образованном в результате слияния нескольких высших школ в 2007 году, за три года количество факультетов сократилось с 48 до 10, а количество кафедр – с 254 до 200. Оптимизация кадрового состава университета прошла успешно. И цель – создать более качественный профессорско-преподавательский состав, – вероятно, достигнута.
Но┘ демографический спад не будет длиться вечно. Сегодня действительно количество выпускников школ сократилось почти вдвое, а завтра время уже пойдет на обратный счет.
«Вы задаете правильный вопрос, – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович, – но я тоже не знаю стратегического видения системы нашего высшего образования. Если мы хотим социализировать выпускников школ и готовы поддерживать на плаву и далее наши слабые вузы, чтобы молодые люди имели хоть какие-то перспективы на будущее, тогда пусть власть так и скажет об этом населению. Если мы хотим заменить вузы техникумами, создать на их базе профессиональный бакалавриат, то от перемены вывесок проблемы не решаются. Давайте честно говорить, что мы строим высшее образование для 15–20% молодых людей. Но в таком случае давайте думать и о том, что можно дать всем остальным. Мы должны подстраховаться и создать что-то и для них. Демографическая ситуация для такой перестройки сейчас самая удобная, завтра этого уже ничего не будет».
Так что мы в конце концов строим – высшее массовое или высшее для избранных?