Дети-то само очарование! Просто учителю надо быть готовым ко всему.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Президент России Дмитрий Медведев в конце прошлой недели официально объявил 2010 год Годом учителя. Произошло это событие на Педагогической ассамблее в Петербурге, куда съехались представители лучшей части учительства.
Разговариваю с одним их таких учителей. Высокий, молодой, c ямочками на щеках. Редкий кадр для современной школы. Дамы-коллеги на секции млели от восторга: «В наше время┘ Сан Саныч, да как вы решились и выбрали школу!» Молодого педагога и самого распирает от этого чувства хорошо выполненного долга. Я только что прослушала его выступление на секции, где он убедительно говорил, что властям не следует пренебрегать сельской школой. Резонов много.
Армия у нас крестьянская, говорил учитель, потому что городские выпускники школ все откупаются. Деревенские жители – опора государства, потому что больше к жизни приспособлены. И вдобавок столь же невинны. Их только город развращает. Возвращаются деревенские школьники с городских каникул, и сразу наркотики в деревне появляются. Но со злом местная власть борется и т.д.
К новшествам Министерства образования и науки РФ молодой педагог относится лояльно. Рассказывает, как деревенской школе дали автобус и у детишек появилось теперь больше возможностей для путешествий по своей же Ленинградской области. Хочу учителя расспросить подробнее о школьной жизни, а он вдруг останавливает меня на полуслове:
– А вы, собственно, кто?
– Пресса┘
– О нет. Я тогда пошел. Я однажды давал интервью, так там все переврали! Я с прессой принципиально не общаюсь, вычеркните мою фамилию!
– Вычеркну, только ответьте на последний вопрос: а вы нашу газету читаете?
– Я газет вообще не читаю! Я читаю классику, – гордый собой, произносит он.
Не удивил. Ответ очень даже распространенный. Помню, несколько лет назад брала комментарий у победителя конкурса «Учитель года». Тоже, кстати, славного малого. Так ответ был все тот же: «Газетчиков не люблю, газет не читаю»┘
Конечно, можно жить в созданном самим собой иллюзорном мире. Быть выше суетности экрана и газет. Доносить до осоловелых голов поклонниц «Дома-2» прекрасные чувства о неразделенном и сокровенном девственниц конца XIX века. Не слушать радио и не смотреть ничего по телевизору, кроме новостных программ. Быть страусом вообще легче и даже временами полезно. Для обывателя. Но только учитель не может жить без информации. Ему же надо не только классике школьников учить, но и жизни. А значит, как минимум что-то с чем-то сравнивать и анализировать.
Конечно, своя правда есть и у учителя. «Что смотреть? Что читать?» – вопрошает он. Как планомерно и целенаправленно СМИ и кино отлучают человека от культуры? Как владельцы каналов забывают о том, что введение ребенка в культурный контекст означает оснащение его прежде всего достижениями культуры?
Отвечу. Не пресса утверждала сегодняшнюю странную систему приема в вузы, при которой «сын в ответе за отца», а ребенок известного режиссера талантлив уже по своему рождению. Вот и получается, что «смотреть нечего». Кстати, советская педагогика утверждала обратное, что «неспособные дети – это всего лишь дети, лишенные развивающей деятельности». И каким-то неведомым нам сегодня способом делала из деревенских оболтусов академиков и гениев-режиссеров.
Молодой педагог опубликовал в Интернете статью о своем первом дне пребывания в школе и назвал ее «Один день в аду». В общем, примерно все то, что чуть позже показала нам молодая режиссер в фильме «Все умрут, а я останусь!» и еще позже – в своем сериале «Школа». Обсуждение статьи было очень бурным, выводов о современных подростках много. Вывода об учителе – ни одного. Между тем говорить бы надо не об учениках, а об учителе.
Выход, уверена Светлана Расчетина, профессор кафедры социальной педагогики РГПУ имени А.И.Герцена, один: коренное изменение самой подготовки учителя. Современных педагогов учат так, как и раньше, еще при советской системе. Их настраивают на позитив. «Мы готовим учителей для работы в идеальных условиях, – подчеркнула в беседе с корреспондентом «НГ» Светлана Расчетина, – а в школьном мире все далеко не так».
Одним словом, будущих педагогов не учат кризисной или критической педагогике. Этот термин, кстати, впервые появился на Западе. Мак-Ларен Питер, известный американский педагог, считает, что учителя в процессе своей педагогической деятельности, идеологической по своей сути, должны стать агентами социальных изменений в обществе.
Педагогика должна изучать социально-педагогическую среду. Нужны дисциплины, рассказывающие о том, как справиться с зонами риска: такие как медиаторство, техника модерации, технологии манипулирования. Учитель должен знать о новых технологиях взаимодействия с родителями, технологиях профессиональной антиклановости, уверена Светлана Расчетина. Клановость мешает кадровому прорыву, считает профессор.
Кстати, сам фильм Гай Германики Светлана Расчетина считает полезным для родителей и учителей – и вредным для подростков. Детям свойственна подражательность. Все самые «интересные» моменты, растиражированные экраном, они могут принять для себя как модель приемлемого в обществе поведения. Вопрос один: почему допустили показ на массовую детскую аудиторию и широкую рекламу? Причины все те же – зачаточные рыночные отношения, неразвитые институты гражданского общества и отсутствие специалистов по детской психологии на телевизионных каналах. Меняться поэтому надо не только учителям, уверена Светлана Расчетина, но и СМИ тоже.