Покупать вещи за рубежом для столичных жителей уже давно стало нормой жизни. Большинство одежды известных лейблов в несколько раз дешевле, чем в Москве. За вещами ездят сами, заказывают через знакомых или через Интернет. Обычно обновки ждать приходится недолго. Но случаются и исключения. 10 декабря вместе с друзьями заказали через знакомого в Германии несколько теплых вещей. Синоптики обещали холода. Делаем мы так уже не первый раз, обычно посылка идет около двух недель, иногда задерживается на два-три дня.
Однако ни за две недели, ни за три посылка так и не пришла. Не пришла она, как мы надеялись, и после праздников. Хотя минуло более 40 дней. Прождали до 18 января уже наступившего года – ничего не пришло. Выяснить судьбу своих вещей попытались через родную почту, однако там сказали, что задержка скорее всего связана с прошедшими праздниками и помочь нельзя. Предложили ждать.
Тогда мы обратились к знакомому из Германии, который посылку собирал, попросили узнать судьбу отправленных вещей. Немецкие почтальоны сказали, что посылка давно в Москве. В столичном почтовом отделении вину за задержку на себя брать не стали, сказав, что долгожданные вещи, вероятнее всего, до сих пор на таможне, а они у себя международные посылки не держат и стараются как можно быстрее отправить получателю, потому что хранить негде. До 20 числа посылка так и не пришла. На сайте ФГУП «Почта России» указано, что в пределах одного города почта должна доставляться в течение двух суток. То есть если посылка из Германии прибыла в Москву хотя бы числа 15, то уж к 20 числам мы могли бы щеголять в новых вещах. Но сроки доставки – это скорее всего только для официального сайта. Разобраться самостоятельно по предоставленным на сайте документам невозможно. Рассказывать же о том, почему и как у нас доставляется, без официального запроса в московском филиале «Почты России» отказались.
Другая история, которую рассказал мне знакомый, еще печальней. Он заказывал вещи в американском интернет-магазине. Посылка пришла вовремя. Часть вещей была на месте. Однако кроссовок за 200 долл. в ней не оказалось. По его словам, вместо них была набита бумага. С почтой он связываться не стал, ведь, для того чтобы разобраться в этом вопросе, нужно прийти в отделение почты, написать заявление и приложить к нему квитанцию, выданную при приеме почтового отправления. И это еще не все.
Если претензия связана с недостачей, порчей, заменой части или всего пересылаемого вложения почтового отправления, то для проведения проверки нужна оболочка этого отправления, то есть конверт или коробка. Рассматриваться жалоба может от пяти дней до двух месяцев. Если по истечении этого срока ответ на заявление не будет дан, можно пожаловаться в региональное или федеральное управление почтовой связи, в Министерство связи или подать заявление в суд. Нервы оказались ему дороже. Он написал в интернет-магазин, в котором заказывал вещи, сказал, что кроссовки пропали. На вопрос удивленных американцев: «Как они могли пропасть?» – ответил: «Воруют!» Кроссовки фирма выслала в тот же день, причем бесплатно. И таких примеров не один и не два. Стоит открыть Интернет и посмотреть на количество жалоб, то становится ясно, как работает наша почта.
Однако есть и радостные новости. С 2010 года упразднено существенное препятствие для получения из-за рубежа российскими потребителями товаров, заказанных по каталогам и через Интернет и доставляемых по почте: отныне это не чревато сложностями с таможенным оформлением, говорится на сайте «Почты России». Раньше все посылки, пересылаемые от одного отправителя в адреса нескольких лиц на территории России и содержащие товары, приобретенные адресатами в рамках дистанционной торговли, зачастую должны были проходить сложную процедуру оформления как партия импортируемого товара (их должен был получать и «растаможивать» полномочный представитель отправителя).
Теперь благодаря вступившим в силу изменениям в российском таможенном законодательстве их смогут без проблем получить и оформить в порядке, применяемом к остальным международным почтовым отправлениям, сами адресаты. Однако скорее всего работать от этого ни быстрее, ни качественнее сотрудники почтовых отделений не станут. А люди так и будут ждать свои письма и посылки.