Электричка следует вдоль элитных поселков.
Фото автора
Московский железнодорожный узел в скором времени может лишиться воистину стратегического направления. Снова поднимается вопрос о будущем ветки Москва–Кунцево–Усово, благодаря публикации в «Известиях» фрагмента письма мэра Москвы Юрия Лужкова в адрес премьер-министра России Владимира Путина. «По инициативе правительства Москвы совместно с ОАО «РЖД», – цитирует издание градоначальника, – рассмотрена возможность использования полотна Усовской железнодорожной ветки для организации автомобильного движения».
Железнодорожники сами по себе не могут принять стратегическое решение о демонтаже рельсов и инфраструктуры. Как сообщили НГ в РЖД, на данный момент у них нет планов по закрытию движения, как нет и планов по сокращению парности поездов. Это означает, что составы как ходили в Усово, так и будут пока ходить. «Об изменениях в расписании, а тем более о закрытии движения мы всегда сообщаем заранее. Это касается и Усовской ветки, – рассказал представитель Московской железной дороги, – мы в данном случае являемся исполнительной организацией». По данным РЖД, пассажиропоток на этом направлении невелик и того количества поездов, что есть сейчас, вполне достаточно.
Ведущий научный сотрудник ЦНИИП градостроительства, специалист по планированию дорожной сети Александр Стрельников солидарен с железнодорожниками в том, что загруженность ветки небольшая: «Людей можно вполне вывезти автобусами-экспрессами. Но – вопрос: до какого пункта?» Действительно, ветка железной дороги, минуя МКАД под мостом, проходя через грузовую станцию Кунцево-2, далее соединяется с главным ходом смоленского направления между станциями Рабочий Поселок и Кунцево. Куда продолжать автотрассу после пересечения МКАД? Соединить с Рублево-Успенским шоссе с выходом на Аминьевское? Или с тупиковой Молодогвардейской улицей, которая также в итоге выходит на Аминьевку? Или завернуть сразу на Минское шоссе, которое еле движется и утром, и вечером от Одинцова до Аминьевки? Вариант: как-то подвезти пассажиров к станции метро. «Молодежная» уже кажется перегруженной, и не столько пассажирами, сколько неразберихой с автомобильным движением на площади возле станции. Если туда добавить еще автобусы к тем, что уже ходят из Барвихи и Горок, то без перестройки подъездов может случиться коллапс. «Кунцевская» тоже не рассчитана на прием большого количества транспорта из области по тем же соображениям. Ко всему прочему, поездам Арбатско-Покровской линии придется обслуживать помимо Крылатского, Строгино и Митино еще и всю Рублевку. По мнению Стрельникова, здесь мы снова упираемся в вопрос взаимодействия властей столицы и области.
Прерывистой линией обозначена ныне действующая Усовская МЖД. |
Ветка железной дороги, пусть недогруженная, пусть немного неудобная, но решает вопрос равномерного распределения пассажиропотока, проходя сразу мимо нескольких станций метро. А сквозные электрички на курское и савеловское направления вообще делают это сообщение внутригородским – альтернативным метро и наземному транспорту. Жители районов вдоль Усовской ветки, естественно, против ее уничтожения, что было подтверждено на референдуме. Природоохранный фактор в этом случае также не последний. Железная дорога занимает меньше места и более безопасна с точки зрения экологии. При строительстве автодороги придется рубить деревья и во многих местах переносить жилые дома.
Сейчас ветка проходит по одному из самых живописных и красивых районов Подмосковья. Зонами отдыха по пути следования поезда пользуются жители Кунцева и других близлежащих районов. После строительства дороги от перелесков и площадок для занятий спортом мало что останется, не говоря уже про то, что загазованность местности возрастет многократно.
Поставить точку в этом вопросе власти не могут уже лет пять. Желание срыть рельсы и положить асфальт у властей присутствует, но пока ни один из предложенных проектов так и не получил воплощения. Однако даже при очень приблизительном рассмотрении вопроса о закрытии железной дороги кажется, что автотрасса гораздо больше проблем создаст, чем решит. Одним из приемлемых вариантов может стать реальное превращение Усовской ветки (и ее выход в город) в первую в столице полноценную внутригородскую железную дорогу.