Вечером во вторник выстрелом в спину был убит настоятель одного из православных храмов Подольского района Подмосковья протоиерей Александр Филиппов. Эта трагедия во вчерашних утренних выпусках новостей шла на первом месте. Такое внимание к случившемуся понятно. Первая реакция любого телезрителя или радиослушателя – ну вот еще одно убийство священнослужителя за исповедание веры. Ведь не прошло и месяца со дня гибели известного православного миссионера священника Даниила Сысоева, также убитого выстрелом, как считается, по причине религиозной ненависти.
Возможно, подобные настроения владели представителями Московского Патриархата, которые сделали первые заявления по поводу случившегося. Правда, к этому моменту было уже известно, что протоиерей Филиппов погиб не из-за своей религиозной деятельности, а стал жертвой бытового хулиганства. В момент убийства священник был в гражданской одежде и пострадал за сделанное пьяной компании замечание.
Тем не менее некоторые церковные деятели призвали общество сделать из случившегося далеко идущие выводы. «Человеческий разум просто цепенеет от такого зла», – сказал глава Синодального информационного отдела Владимир Легойда. По его мнению, убийства Сысоева и Филиппова «должны быть восприняты всеми нами очень серьезным образом». «Показательно то, что в этой ситуации оказался именно священник. В современной России небезразличными людьми оказываются как раз священнослужители и все верующие люди» – так прокомментировал происшествие замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иеромонах Филипп (Рябых).
Сделал заявление по поводу трагедии и Патриарх Кирилл. Помянув добрым словом погибшего, Предстоятель Церкви в числе прочего призвал верующих не поддаваться чувству мести. После подобных убийств священнослужителей из уст верующих людей начинают раздаваться призывы к восстановлению смертной казни. Патриарх предупредил такую возможность, заявив, что Русская церковь «приветствовала и мораторий на смертную казнь в России, и затем отмену смертной казни». Слова эти были сказаны в присутствии генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда, прибывшего с визитом в Москву. Новый глава СЕ вчера утром встречался с Патриархом.
Предстоятель Русской церкви высказывал в ходе вчерашней встречи с гостем из Европы мысли и оценки, исполненные поистине европейского либерализма. Только единственное, чем не мог похвалиться Патриарх Кирилл, – это мягкостью нравов российских граждан. «Трагическая череда преступлений последних месяцев заставляет задуматься о той дьявольской злобе, которую удалось посеять в сердцах людей врагу рода человеческого» – это уже из заявления Патриарха, опубликованного агентством Интерфакс. Пока враг рода человеческого не дремал, заметим от себя, за 20 лет активной проповеди и строительства храмов Православной церкви так и не удалось ничего противопоставить «умножению злобы, торжеству безнравственности и беззакония среди россиян».
У РПЦ есть свой список погибших за последние два десятка лет – 26 человек. Еще более длинный список – у мусульман, особенно на Северном Кавказе. Возникает искушение все эти преступления связать с духовным служением погибших. Только за последние четыре года с православными священниками произошло 14 происшествий: кроме убийств это ограбления, нападения, поджоги квартир и храмов. Как доказали следователи, все эти происшествия имели уголовный характер, от хулиганства до корыстных намерений. Кстати, как раз вчера был вынесен приговор по уголовному делу о поджогах жилого дома священника Владимира Кузивы в Архангельской области в августе 2008 года.
Даже в случае с Даниилом Сысоевым до сих пор не доказано, что священник погиб из-за своей миссионерской деятельности. Есть в этом деле и версия хозяйственного спора. Наконец, два иезуита Отто Мессмер и Виктор Бетанкур в октябре 2008 года были убиты в Москве, как выяснилось, тоже на бытовой почве.
Однако в таком случае нет оснований среди тысяч жестоких убийств выделять именно гибель священников. Разум любого нормального человека «цепенеет» не только при известии об убийствах духовных лиц, но и от ежедневной уголовной хроники, изобилующей, например, новостями о зверски убитых или искалеченных детях.