Строительство здания парламента Грузии началось со взрыва и гибели людей.
Фото Reuters
В конце минувшей недели стало известно о намерении властей Грузии демонтировать Мемориал славы павшим в Великой Отечественной войне в Кутаиси – втором по величине городе страны. Оппозиция не преминула назвать это «продолжением актов вандализма правительства Саакашвили» и призвала всех, кому дорога память о защитниках родины, выйти на улицу и не допустить этого. Власти отозвались объяснением: собственно, памятник павшим будет перенесен в другое место, а задник Мемориала – мощную арочную бетонную стену – никак не перенести, а потому она будет взорвана. Архитектурный передел Кутаиси понадобился потому, что президент Саакашвили для обеспечения инвестиционных притоков решил превратить этот город во второй политический центр Грузии. Здесь решено построить здание парламента. Именно на месте Мемориала.
Закончилась история трагедией. От бетонных осколков задника композиции погибла женщина с малолетним ребенком. По некоторым сообщениям, еще несколько кутаисцев получили ранения. По чьей вине произошла беда, почему вблизи места, где производились подрывные работы, оказались люди – предстоит выяснить следствию. Пока же полетела голова губернатора Имерети. По официальной версии, узнав о трагедии, Саакашвили прервал визит в Копенгаген, где проходил экологический саммит, вылетел в Грузию и перво-наперво отправил в отставку руководителя региона. Арестовано с десяток работников организации, взрывавшей Мемориал. Но оппозиции этого мало.
Опять активизировавшаяся в последнее время, она под малейшим предлогом пытается вывести на улицы людей. В эти дни – воспользовавшись гибелью невинных людей, в чем, как ни крути, без вины властей не обошлось. Оппозиция, в числе прочего приводя и обвинения мистического характера, связанные с демонтажом Мемориала павшим, произошедшую в Кутаиси трагедию называет «одним из звеньев длиннющей цепи наплевательского отношения властей к простым жителям Грузии». В ряд обвинений добавилась история с арестом югоосетинскими милиционерами четверых грузинских подростков.
Напомним, что двоих из них цхинвальские власти освободили после вмешательства европейского омбудсмена Томаса Хаммарберга в начале декабря, а двух других обещали отпустить через десять дней. Но не сделали этого. Грузинская оппозиция связала перемену настроения президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты с угрозами, прозвучавшими от представителей официального Тбилиси.
В минувшие же выходные после встречи с бывшим премьер-министром Зурабом Ногаидели, перешедшим ныне в оппозицию, Кокойты, словно в пику официальному Тбилиси, распорядился освободить подростков. Впрочем, мало кто сегодня сомневается, что югоосетинский лидер сделал это после сигнала из Москвы, где Ногаидели за последние полтора месяца побывал трижды и, по его же словам, имел «интересные встречи с Примаковым, в МИДе, с представителями «Единой России» и российского политического истеблишмента». Судя по последним событиям, Москва из многочисленных грузинских оппозиционеров решила ставить на Зураба Ногаидели, который после освобождения подростков добился серьезного успеха по части завоевания симпатий грузинского общества. Сам экс-премьер, прогнозируя развитие сценария, уверенно заявил, что «весной 2010 года можно ожидать ухода Саакашвили», а «с Россией надо налаживать диалог уже сейчас».