Сегодня, 18 декабря, в Копенгагене завершается Конференция ООН по изменению климата. В ее финальной части – саммите поучаствовал президент России Дмитрий Медведев. Цель саммита – выработка глобального климатического договора, который придет на смену Киотскому протоколу в 2013 году. Главный ориентир – к 2020 году снижение глобальных выбросов на 25–40% (от уровня 1990 года).
Честно говоря, заявленная цель выглядит какой-то нелепой шуткой, если учесть, что в копенгагенском мероприятии участвуют около 15 тыс. человек из 193 стран. Любому нормальному обывателю понятно, что в таком формате договориться о чем-либо почти невозможно. Что, собственно, и подтвердил весь одиннадцатидневный марафон форума – мировые лидеры «ускользнули» от подписания каких-то более или менее конкретных документов по предложенной проблематике. Ни к чему не обязывающие заявления вроде медведевского: Россия, мол, готова поставить перед собой задачу к 2020 году не допустить роста выбросов выше уровня 75% от 1990 года. «Готова поставить задачу» и «ставит задачу, основываясь на имеющемся научно-технологическом заделе», согласитесь, – это две большие разницы.
В России внимание к копенгагенской конференции – ниже среднего. Так, согласно исследованию, проведенному по заказу Всемирной службы ВВС перед климатическим саммитом в Копенгагене (24 тыс. человек в 23 странах мира), лишь 46% жителей России относятся серьезно к климатическим проблемам. Для сравнения, в Испании этот показатель составил 77%, а в Турции – 81%. Другими словами, россиянам этот саммит оказался «до лампочки». И ничего удивительного в этом нет.
Форум, как большой – большущий! – цыганский табор, превратился в некий хеппенинг (если не сказать – в балаган) с экологическим окрасом. Зеленые активисты захватили информационное поле. Впрочем, захватили без боя, никто с ними связываться и не хочет: их позиция заранее задана и прогнозируема на 100%. Даже скандал накануне конференции в Копенгагене, получивший название «климатгейт» (похищенные хакерами сообщения электронной почты, из которых следует, что наиболее влиятельные в мире климатологи проводят «мозговые атаки» и вступают в сговор друг с другом для расширения границ последствий изменения климата), не смог поколебать турпоходного братства экологов.
Например, российские «официальные наблюдатели на климатическом саммите в Копенгагене» от экологических организаций издавали даже информационный бюллетень «Меньше двух градусов». Как гениальное произведение PR-искусства преподносилось экологами решение присудить России второе место (после Канады и Хорватии) в конкурсе «Ископаемое дня» (Fossil of the Day). Экологическая антипремия была вручена РФ якобы «за ложные обещания сократить выбросы».
А вот номинация «Луч дня» (Ray of the Day) была отдана островному государству Тувалу общей площадью 26 кв. км. Представители Тувалу предложили обсудить легитимность копенгагенской конференции. Оно и понятно, Тувалу, как и многие другие маленькие острова, будет затоплено раньше остальных стран при подъеме уровня Мирового океана из-за потепления.
Что называется, Тувалу разорвало Россию, как Тузик грелку. Действительно, забавно. Привет вам, фон Захер-Мазох!
Но после таких PR-представлений вряд ли удивительно, что большинство жителей России, 56%, не приемлют сотрудничества с экологическими организациями (данные опросов ВЦИОМа). Лишь 5% опрошенных имеют опыт участия в их деятельности, только 26% россиян готовы к конструктивному взаимодействию с ними. «В российской действительности экологические организации занимают обособленную позицию в условиях, когда население к ним относится в принципе безразлично и не спешит сотрудничать», – заключают эксперты ВЦИОМа. Проще говоря, в сознании россиян зеленые – это социальные маргиналы.
Удивительно тут другое: 94% россиян считают экологию важным аспектом, определяющим качество их жизни, а в рейтинге опасностей, кажущихся населению вполне реальными, экологическая катастрофа занимает третью позицию – 59%.
Можно, конечно, ссылаться на особенности национального менталитета наших сограждан. Можно, конечно, иронизировать и ставить в пример России («Ископаемому дня») Тувалу («Луч дня»)┘ Но тогда и не надейтесь, что народ пойдет на баррикады под «зелеными» знаменами. Не пойдет. И правильно сделает.