Сайт www.kremlin.ru сообщил, что президент России Дмитрий Медведев выделил из резервного фонда 18,5 млн. на капитальный ремонт четырех российских медучреждений. То, что в Больших Березниках теперь (может быть) отремонтируют районную больницу, а в Большаково приведут в порядок психоневрологический интернат – это, конечно, хорошо. Плохо, что у реформы здравоохранения в России отсутствует осязаемая система.
Мы хорошо помним, что нынешний президент в бытность вице-премьером Правительства РФ курировал нацпроекты, в том числе и нацпроект «Здоровье». Успешная реализация нацпроектов, по-видимому, была призвана работать на публичный имидж Дмитрия Анатольевича. Даже покойный Патриарх Алексий II в 2008 году, поздравляя Медведева с Пасхой, упомянул о нацпроектах.
Так вот, в рамках нацпроекта «Здоровье» предполагалось (и предполагается по сей день, проекты ведь никто не сворачивал!) снабдить медучреждения передовым оборудованием. Главным условием был ремонт помещений, в том числе и капитальный. Читая о нынешнем распоряжении Дмитрия Медведева, понимаешь, что ни Большие Березники, ни Большаково, ни Сявку нацпроект, судя по всему, не затронул. Ветерок перемен там не подул.
Именно в этом и обнаруживается отсутствие системы и даже логики. Российские власти, запуская нацпроект «Здоровья», в первую очередь отмечали плохие демографические показатели: низкая рождаемость, высокая смертность. При этом совершенно очевидно, что именно малые города и села (вроде Больших Березников) «подпитывают» демографический кризис: именно там, к примеру, более высокая смертность как у женщин, так и у мужчин. Кажется вполне естественным, что начинать реформу следовало именно там, в поселках с одной больницей.
Нацпроект «Здоровье» взял старт в 2006 году. Через месяц мы будем встречать новый, уже 2010 год. И вот выясняется, что кое-где реализация нацпроекта еще, по сути, даже не началась. Причем не началась она там, где должна была начаться в первую очередь. Может быть, не стоило так рано рапортовать об успехах (пусть и выборы были на носу)?!
Планировалось, что ремонт помещений будут осуществлять местные власти – из средств местных бюджетов, естественно. Теоретически это правильно. Это вносит в отношения центра и регионов определенную прагматику обмена услугами и сотрудничества. И, казалось бы, именно здесь должна наглядно, поражая всех мощью и эффективностью, заработать знаменитая «вертикаль власти». Ведь суть подобных вертикалей, кажется, вовсе не в том, чтобы на стене у мелкого чиновника висел портрет губернатора, а на стене у губернатора – портреты Путина и Медведева. Их суть в том, чтобы у Центра в решающий момент был инструмент, при помощи которого он мог бы консолидировать ресурсы на огромной территории и направить их на решение актуальной задачи. Сейчас мы видим, что, по меньшей мере, в Мордовии, Калининградской и Нижегородской областях, ресурсы консолидированы не были.
Почему федеральный центр не направил туда деньги раньше? Может быть, президента (президентов) дезинформировали? Опять же, это означает, что никакая вертикаль власти в стране не работает и начинать какие-либо масштабные реформы с такой вертикалью нельзя.
Может быть, у регионов не было денег и для них были бы затруднительны подобные проекты? Может быть. Но вот пример. Сейчас Дмитрий Медведев выделяет на капитальный ремонт Сявского санаторно-реабилитационного центра для инвалидов 5,5 млн. рублей. А вот цитата из документа, опубликованного 20 июня 2006 (sic!) года на сайте правительства Нижегородской области: «В 2006 году планируется завершить ремонт Сявского межрайонного санаторно-реабилитационного центра для инвалидов».
Ремонт планировалось ЗАВЕРШИТЬ. То есть деньги были. Куда они исчезли? На что они были потрачены? 2006 год, не стоит забывать, не был кризисным годом. Он был годом всеобщего процветания, подпитываемого нефтедолларами.
Сейчас президент просит администрации областей проследить за выделенными суммами и отчитаться в их освоении. Почему же два-три года назад никто так жестко не спрашивал с местных властей рапорта? Если губернаторам не резон отчитывать перед избирателями, пусть отчитаются хотя бы перед начальством!
Что мы имеем в итоге? Неработающую вертикаль, которая застыла возле зеркала и любуется собственной вертикальностью. Национальный проект, лишенный системы, иерархии приоритетов, последовательности и логики. Желание подменить реальные достижения их медиа-имитацией (камера, фиксирующая коробки с аппаратурой на больничном дворе или новенькую машину «Скорой помощи», выезжающую из гаража). Хаотичное разбрызгивание денег. Плохую информированность.
Если нацпроект «Здоровье» - не пиар-проект, то при таком положении дел его просто опасно начинать. Лучше просто время от времени запускать руку в президентский резервный фонд. Точно так же лучше время от времени летать в моногорода и «отстегивать» деньги проблемным предприятиям, чем решать вопросы системно, логично и шаг за шагом.