Владимир Путин побывал на шоу «Битва за респект» на канале Муз ТВ. Он похвалил городской рэп за «социальное содержание», назвал граффити «настоящим искусством, тонким и изящным», а брейкданс – «пропагандой здорового образа жизни», несовместимого «со стаканом или наркотой». Он сказал, что у русского хип-хопа свой шарм.
Правительство России вместе с Муз ТВ продвигает здоровый хип-хоп. Думается, дискотека без экстази, рок без пива и трэш без водки и угара – тоже перспективные направления. Вопрос лишь в пропорциональности «применения силы»: нужен ли здесь Путин? Может быть, достаточно Мутко? Или трио Мутко – Голикова – Авдеев?
Собственно, в том, что премьер поднялся на сцену, поговорил несколько минут в микрофон, а потом послушал проникновенный рэп среди телесного колыхания, нет ничего удивительного, сногсшибательного, сенсационного. Точнее, НЕ БЫЛО БЫ ничего сенсационного, если бы российская власть не приучила нас за каждым своим телодвижением угадывать какое-то значение. Собственно, вся публичная политика последних лет в России как раз и состоит в угадывании смыслов. Угадывании или приписывании оных – ведь смыслов-то может и не быть.
Когда настоящей публичной политики в России нет, хип-хоп – это уже больше, чем хип-хоп, а колонка в «Русском пионере» - больше, чем колонка в «Русском пионере». Всякий шаг за рамки привычной схемы «визит – прием – заседание – редкое интервью» помогает достроить гипотетический политический контекст, который впоследствии вполне может рухнуть под натиском реальности, порождая растерянность, дезориентацию в пространстве и ощущение всесильности российской власти, ее исключительной хитроумности.
Существует, к примеру, соблазн рассматривать визит Путина к рэперам в контексте борьбы за рейтинг, политические очки. В контексте «битвы за респект», которую якобы ведут премьер и президент. Эта битва вполне виртуальна. Очевидной ее делают медиа – частота и плотность намеков, версий, отсылок к «надежным источникам». Мы ничего не знаем наверняка, но полагаем или делаем вид, что знаем.
Так или иначе, мне представляется, что в России сложно сделать долгосрочный рейтинг из одноразовых вылазок на популярные (или не очень) шоу. Сложно по вышеуказанной причине: власть не контролирует медийный контекст, создаваемый такими редкими нестандартными шагами. Власть хочет сказать одно, а считывается совершенно другое. Власть ничего не хочет сказать и сама не до конца понимает, зачем она делает то или се, но воспринимаются ее метания как хитрые финты, кружева, закорючки сложной схемы.
Жесты формируют биографию политика. Российские политики загнали себя в тупик. Формирование биографии требует открытости, а ее нет. Всякий раз, когда власть открывается, это выглядит странно, дисгармонично, а подчас и просто комично.
Рэп, байкеры, рок-концерты, встречи с писателями, учеными и музыкантами могут работать на рейтинг политика, если эти эпизоды один за другим надевать на совершенно четкую, зримую нить. Если на политическом поле конкурируют вполне понятные и общедоступные модели поведения, которым соответствуют или, наоборот, не соответствуют те или иные жесты. Всего этого нет в России. Ни зримой нити, ни конкурирующих моделей, лишь ситуации, совершенно произвольно сочетающиеся в сознании.
Участие Путина в «Битве за респект» могло быть политическим жестом, а могло и не быть. Эти ножницы ненормальны, потому что политический жест должен быть очевидным. В России эти жесты - скрытые. Криптожесты криптополитики – или квазиполитики.