Дмитрий Медведев обратился к Федеральному собранию с ежегодным посланием. Послание прерывалось аплодисментами 63 раза. Аплодисменты – это либо оценка свежести, оригинальности, неожиданности, новаторства высказываний, либо знак полного согласия с говорящим.
Думаю, в данном случае налицо второй вариант. Абсолютное согласие. Ощущение единомыслия с президентом. Высказываниям Медведева начинали хлопать еще до наступления паузы, как раз предназначенной для аплодисментов. Хлопали как чему-то хорошо знакомому, совпадающему в деталях, нюансах, акцентах, интонации с собственными размышлениями на заданную тему.
В связи с этим стоит процитировать несколько фраз из вводной (стратегической) части президентского послания:
«Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям».
«Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, станем обществом умных, свободных и ответственных людей».
«Вместо сумбурных действий, продиктованных ностальгией и предрассудками, будем проводить умную внешнюю и внутреннюю политику, подчинённую сугубо прагматичным целям».
Перечитав эти высказывания, хочется задать Федеральному собранию вопрос: а вы, господа, к какому обществу относите себя? К инновационному обществу XXI века? Или к архаичному, инфантильному, действующему сумбурно, с предрассудками и примитивным хозяйством?
Если к инновационному, то в таком случае совершенно не понятно, почему президент Медведев битых сорок минут излагает вам прописные истины. Если к архаичному и инфантильному, то в таком случае совершенно не понятно, чему вы аплодируете.
Вам, опытным чиновникам, народным избранникам, «опытным управленцам», ЭЛИТЕ, должно быть стыдно из-за того, что президент при подготовке послания руководствуется не вашими рекомендациями, советами, критикой, оценками, а откликами граждан на свою статью, опубликованную в Интернете. Это должно задевать ваше самолюбие.
Ведь это говорит о том, что вы не справляетесь со своими функциями, что вам нечего сказать – напротив, вы ждете, пока вам скажут, что и как надо делать. Граждане, откликающиеся на президентские статьи – это ваши избиратели и жители руководимых вами регионов. Вы превратились в машины для штамповки принятых решений и контролеров денежных потоков, без инициативы и мнения. Это постыдно, но вы этому аплодируете.
Послание Федеральному собранию предназначено вовсе не Федеральному собранию. Собрание – участник ритуала, единственная функция которого сводится к имитации общественного консенсуса и энтузиазма. Если бы президент говорил не о модернизации, а, напротив, об опоре на традиции, землю русскую, веру отеческую, аплодисментов было бы ровно столько же. Если не больше. В речах о возвращении вспять ярких слоганов, как правило, немало.
С политической элитой, радостно участвующей в подобных ритуалах, можно делать все что угодно. Ходить на рыбалку. Играть в футбол и домино. Проводить отпуск. Делить нефтяные деньги.
Однако в деле модернизации огромной страны эта элита не способна оказать никакой помощи. Только навредить – своей косностью, консерватизмом, безынициативностью, безыдейностью.
Даже эксперименты с часовыми поясами тут не помогут┘