0
1061

03.11.2009 00:00:00

Экономно и социально

Ада Горбачева
Обозреватель «Независимой газеты»

Об авторе: Ада Эммануиловна Горбачева - обозреватель "НГ".

Тэги: германия, минздрав, кризис


Министр здравоохранения необязательно должен быть врачом. Как в России, например, где здравоохранением руководит специалист, не имеющий специального медицинского образования. Однако в период кризиса в Германии в новом правительстве министром здравоохранения решили сделать именно врача. Филипп Рёслер успешно работал окулистом, увлекся политикой, с весны 2009 года занимал пост министра экономики и вице-премьера Нижней Саксонии, а сейчас назначен министром здравоохранения.

«Новому министру предстоит сложная задача. Он должен проводить политику, которая хоть в какой-то степени удовлетворит запросы всех слоев и групп населения», – пишет Deutsche Welle.

Врачи хотят повышения гонораров и большей свободы в выборе способов лечения и лекарств. Пациенты хотят получать все без ограничения лекарства и процедуры. Больницы требуют больше денег, чтобы улучшить условия работы врачей. Фармацевты и аптекари хотят отказаться от всех финансовых ограничений, ранее введенных с целью экономии средств. Страховые кассы должны соблюдать принцип социальной ответственности – один за всех и все за одного. При этом, однако, нужно сократить взносы в страховые кассы, которые платят за своих работников предприниматели.

И, главное, ни у кого не должно возникать ощущения, что в стране для малоимущих и для богатых разные системы здравоохранения.

Немецкое здравоохранение считается одним из лучших в мире. Пациент имеет право на свободный выбор врача. Обратиться можно к любому – хоть по соседству, хоть в другом городе. Больной может посмотреть свою историю болезни и сделать копии. К этой информации помимо него имеет доступ только врач. Разглашение личных данных пациентов, их передача третьим лицам, например работодателю, не допускаются.

Врач обязан подробно рассказать больному о недуге, его тяжести, вариантах лечения, возможных рисках, а также о последствиях на тот случай, если пациент откажется от терапии. Такое право у него тоже есть. Никого в Германии нельзя лечить против воли, за исключением психически больных, представляющих угрозу для окружающих или себя самих.

Врач и медсестры обязаны учитывать религиозные потребности пациента и без необходимости не чинить препятствий общению с родными и близкими. Навестить больного в немецкой больнице можно практически в любое время суток, если он, конечно, не в реанимации.

Врач несет ответственность за ущерб здоровью, причиненный по его вине, и профессиональный риск его застрахован. Пациент имеет право потребовать компенсации за допущенную халатность, неверный диагноз или ошибочную терапию. При этом сумма компенсации бывает довольно значительная: суммируются расходы на дополнительное лечение, моральный ущерб, упущенные возможности.

20 тыс. евро получила, например, женщина, которая в возрасте 15 лет оказалась в психиатрической лечебнице с диагнозом «юношеская шизофрения». Диагноз оказался ошибочным, девушке прописали чрезмерные дозы психотропных препаратов. В 200 тыс. евро судьи оценили ущерб, нанесенный одному потенциальному профессиональному футболисту. Незадолго до подписания контракта с командой Бундеслиги 18-летний спортсмен повредил мениск в игре за молодежную команду «Арминия». Операцию на колене ему сделали плохо, нарушили гибкость коленного сустава, и на профессиональной карьере пришлось поставить крест.

Однако далеко не всегда суд становится на сторону больного.

Если пациент считает, что врач допустил серьезную ошибку, он может обратиться в арбитражную комиссию при Земельной врачебной палате, и его делом займутся эксперты-медики и юристы. Арбитражные комиссии при Земельных врачебных палатах существуют в Германии с 1975 года. Комиссии рассматривают жалобы пациентов бесплатно, расходы на медицинскую экспертизу несет страховая компания врача-ответчика. Самому пациенту в таких случаях приходится оплатить лишь поездку на медицинскую комиссию и расходы на адвоката, если он решил прибегнуть к услугам юриста.

Каждый год в арбитражные комиссии поступает около 10 тыс. жалоб. Более чем в половине случаев выясняется, что врач и в самом деле допустил ошибку. Чаще всего при этом речь идет о хирургическом вмешательстве (25%), послеоперационном лечении и диагностике (10%). В общей сложности, однако, доля ошибок в немецком здравоохранении ничтожно мала – она составляет всего 0,35% от числа обращений к врачу (400 млн. в год при 80 млн. жителей Германии).

При этом в ежегодном регистре, составляемом организацией Health Consumer Powerhouse, отмечается, что в Германии пациенты обладают недостаточными правами. Как говорится, нам бы ваши заботы, господин учитель.

Новому министру здравоохранения придется проводить экономную и одновременно социальную политику, не покушаясь на ущемление прав пациентов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
356
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
393
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
153
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
225

Другие новости