Утром 16 октября в московском аэропорту «Домодедово» совершил посадку самый большой в мире пассажирский лайнер Airbus A-380. До этого момента, гигант на территорию России не залетал ни по какому поводу: посадить его было просто негде. Теперь же Москва открыта и для А-380.
Одно дело – авиасалон, другое – напряженно работающий аэропорт. Тем не менее, организаторы позволили наблюдать посадку в непосредственной близости от зоны руления. Перед приземлением А-380, «по-салонному» сделал пролет над полосой, приветливо помахал крыльями стоящей внизу прессе, и ушел на второй круг. Когда лайнер пролетал прямо над головами пишущей и снимающей братии, те не скрывали своего восхищения. И не только размерами. Лайнер оказался удивительно тихим. Сравнить было с чем. Незадолго до прилета Эрбаса можно было понаблюдать посадку наших лайнеров, шум двигателей которых заглушал все и вся вокруг. И речь не столько о турбовинтовых самолетах, сколько о Ту-134/154.
Прибывший в «Домодедово» А-380 MSN 004, принадлежит непосредственно компании «Эрбас» и служит летающей лабораторией. По словам организаторов визита, удалось договориться с компанией-производителем о посадке в Москве в частности для того, чтобы опробовать недавно сертифицированную полосу и произвести цикл обслуживания лайнера в аэропорту. Пробыв в Москве сутки, самолет отправится на выставку в Сеул, куда он, собственно и направлялся из Франции.
Несмотря на трудности и задержки с запуском в серийное производство, А-380 все-таки вышел на трассы. Этот тип самолетов сейчас эксплуатируется тремя авиакомпаниями: Quantas, Singapore Airlines и Emirates. На очереди – крупнейшие мировые авиаперевозчики, такие как Lufthanza и KLM. А-380 пойдут и в Китай. Всего «Эрбас» получил 200 заказов от 16 покупателей. Разумеется, возникает вопрос: неужели этот европейский «авиа-монстр» скоро появится в России? Увы и ах┘ По словам директора аэропортового комплекса Домодедово Сергея Рудакова может пройти не менее пяти лет, прежде, чем А-380 появится в России в качестве рейсового самолета. Однако сейчас существует соглашение с двумя авиакомпаниями-эксплуатантами на использование аэропорта «Домодедово» в качестве резервного. То есть, если на борту А-380 возникнут проблемы и ему потребуется посадка на территории РФ, то его без проблем примут и обслужат.
При полетах по России лайнера такого типа на ум, прежде всего, приходит маршрут Москва – Сочи. Один А-380 в одноклассном варианте может за раз увезти на Черноморское побережье 853 пассажиров. Но что делать гиганту зимой, когда пассажиропоток на этом направлении падает, не совсем понятно. Если брать дальние рейсы, например, во Владивосток или Хабаровск, то, считая по нынешним временам, лайнер будет, скорее всего, недогружен. И потом, понадобится соответствующая перестройка аэропортов. Как сказал Рудаков, «Домодедово» успело реконструировать полосу до кризиса. А с учетом заразной болезни «падежа» авиакомпаний, потенциальных эксплуатантов у нас можно пересчитать по пальцам одной руки. Однако, в «Эрбасе» работают оптимисты, и надеются прийти на российский рынок со своими А-380.
Презентация оставила двойственное впечатление. С одной стороны, отлично, что «Домодедово» у нас идет в ногу со временем, а с другой, глядя на стоящие тут же под посадкой наши Ту, Ил, Ан, возникает ощущение, что наш авиапром отстал абсолютно безнадежно, не на 10-15 лет, а навсегда. Еще больше это ощущение возникает, когда видишь «потроха» Эрбаса. Салон на прилетевшем лайнере не покрыт панелями внутренней облицовки, и можно видеть, как все устроено. Вероятно, наш многострадальный, вернее среднедальнЫй, Superjet-100 выглядит столь же технологично и совершенно. Но он у нас один единственный, да и не видно его пока на линиях. И нельзя сказать, что за покупкой российской новинки стоит огромная очередь. Реальность такова, что перевозчики предпочитают «иномарки» нашим уже вошедшим в эксплуатацию лайнерам. По крайней мере, визуально в аэропорту это видно отлично.
Спарвка НГ.
Airbus A-380
- Длина – 73 м.
- Высота – 24,1 м.
- Длина салона – 49,9 м.
- Размах крыла – 79,8 м.
- Максимальный взлетный вес – 560 тонн
- Дальность – 15200 км.
- Вместимость – 525 пассажиров (стандартная трехклассная компоновка)
- В эксплуатации – с октября 2007 г.
- Всего самолетов в коммерческой эксплуатации на данный момент – 19