Космический корабль Dragon. Симуляция. Фото сайта компании SpaceX
Чем ближе окончание полетов по программе Space Shuttle, тем ожесточенней и острее становятся споры по поводу будущего пилотируемых программ США. В отличие от России американцам нужно решать проблему с доставкой своих астронавтов на МКС срочно. И они ее уже вроде бы решили в пользу России. По данным Reuters, проезд для американцев на МКС будет стоить 50 млн. долл. за место. Подвоз грузов будет осуществляться кораблями европейцев и японцев. Последние, кстати, на днях осуществили успешный запуск своего грузовика. Российские «Прогрессы» уже не столь привлекательны для транспортировки грузов по сравнению с их более вместительными и современными европейскими и японскими кораблями.
Дискуссии вокруг перспектив американской пилотируемой программы привели к появлению разных вариантов решения этой проблемы. Как сообщают зарубежные СМИ, острая критика программы НАСА со стороны комиссии, созданной президентом Бараком Обамой, позволила активно зашевелиться частным космическим компаниям. Прежде всего речь идет о Space Exploration Technologies (SpaceX) и более раскрученной в прессе Virgin Galactic. Cообщается, что корабль под названием «Дракон» (Dragon) вполне может выполнить работу по доставке астронавтов на МКС и обратно за 20 млн. долл., что гораздо дешевле полета на российском «Союзе». SpaceX располагает необходимой инфраструктурой для запуска и посадки капсулы «Дракон». Более того, эта частная космическая компания тесно сотрудничает с НАСА по ряду проектов. Сторонники частного космического извоза говорят, что НАСА должно заниматься масштабными разработками и исследованиями, а такую рутину, как полеты на орбиту, вполне можно передать в частный сектор.
Эес-директор НАСА Майкл Гриффин на слушаниях в Конгрессе США на прошлой неделе критически отреагировал на инициативу частников. Он считает, что время частных пилотируемых полетов на орбиту еще не пришло. Более того, Гриффин считает инициативу опасной и говорит о том, что время негосударственных перевозчиков придет еще не скоро. Но есть и другое мнение. Майкл Голд, наблюдатель от правительства США за частной космической программой, сказал, что сейчас самое время, когда негосударственные космические компании могут осуществить прорыв в своем бизнесе.
Как видно, в США идет острая общественная дискуссия по вопросу пилотируемых полетов и их финансирования. Смогут ли частные компании оторвать у НАСА кусочек космического пирога - кажется, лишь вопрос времени, поскольку технологии уже продвинулись настолько, что государственные космические агентства не могут владеть и использовать их монопольно. Да, передовые разработки и амбициозные проекты по освоению межпланетного пространства останутся за госсектором, но все идет к тому, что более рационально с точки зрения финансов будет использование частных кораблей. Этот вид бизнеса явно на пороге значительных перемен и расцвета, что сделает космос доступным не только для астронавтов, но, возможно, и для простых землян. Частным компаниям выгоден поток, а не эксклюзив, в данном случае. И специалисты тех же SpaceX и Virgin Galactic будут усиленно работать над оптимизацией технологий в сторону их удешевления и доступности.
Конечно, можно согласиться с Гриффином по вопросу безопасности. Но кажется, что в компаниях тоже трезво оценивают свои возможности в данном отношении, потому что крупная авария с человеческими жертвами запросто может поставить их бизнес на грань полного краха.
К сожалению, в России речь о частном космосе не идет вообще, как и публичное обсуждение планов и программ по исследованию космоса. Известно, что деньги выделяются немалые, а планы вместе с тем кажутся размытыми и неясными. Хотя все (или почти все) для старта частных космических программ в России есть, но вряд ли у власти есть желание развивать этот сектор бизнеса. Таким образом мы и тут рискуем упустить замечательную возможность вывести российские технологии и нашу космическую марку на абсолютно новый уровень развития.