72 депутата ПАСЕ подписали проект резолюции, в которой ставится вопрос о полномочиях российской делегации. Резолюция будет обсуждаться в конце сентября на осенней сессии Ассамблеи. Авторы проекта утверждают, что Россия нарушает резолюции ПАСЕ и не сотрудничает с организацией по вопросу Абхазии и Южной Осетии. Тем самым Россия игнорирует положения Регламента ПАСЕ. Значит, Ассамблея вправе поставить вопрос о лишении российских депутатов права голоса.
Заместитель руководителя российской делегации в ПАСЕ Леонид Слуцкий называет тех, кто подписал проект резолюции, «маргиналами» и «депутатами, инерционно мыслящими в духе «холодной войны». Между тем, в самой процедуре, инициированной «маргиналами» нет ничего маргинального. Она нормальна и естественна.
Россия – член ПАСЕ. Членство в организации предполагает следование ее нормам и правилам. Одной из таких норм в ПАСЕ являются резолюции. Можно голосовать за ту или иную резолюцию, можно голосовать против, но уже принятому документу нужно следовать. Иначе это не членство, а присутствие на особых правах.
28 января 2009 года ПАСЕ приняла Резолюцию 1647. В 4 параграфе этой резолюции говорится, что Ассамблея признает территориальную целостность Грузии и призывает Россию отозвать признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Последовала ли Россия этому призыву? Нет.
Параграф 9,4 все той же резолюции содержит вежливое требование (request) отвести российские войска на те позиции, которые они занимали до конфликта с Грузией. Сделано ли это? Нет. Помимо этого, Россия расширила военное присутствие в обеих республиках и намерена строить там военные базы.
Большинство «подписантов» представляют бывшие страны соцблока. Едва ли их чуткость к позиции России – случайность. Однако, если отвлечься от имен, приходится признать, что вопрос, который поставлен сегодня перед Ассамблеей, является содержательным, а вовсе не маргинальным. Это вопрос о принципах ее функционирования, уточнение правил игры.
Допустим, существуют правила игры в хоккей. И всякий, кто решил выйти на лед, знает, что нельзя играть высокоподнятой клюшкой, задерживать ей соперника, бить его по голове, ставить ему подножки. Он также осведомлен о последствиях каждого нарушения и о полагающихся наказаниях.
В ПАСЕ тоже существуют свои правила, но они, как выясняется теперь, продуманы не до конца. В частности, не вполне ясно, что следует из несоблюдения постановлений Ассамблеи, из игнорирования ее требований, призывов и рекомендаций. Предполагает ли такое поведение наказание? Если да, то какое? Или рекомендации ПАСЕ на самом деле адресованы не тем, кому что-либо рекомендуется, а мировому сообществу и призваны всего лишь обозначить позицию организации по тому или иному событию? Если да, то означает ли это, что любая страна-член ПАСЕ может принимать к сведению только те постановления Ассамблеи, которые ей нравятся, а те, которые противоречат интересам ее правящих элит, не замечать? И зачем в таком случае нужна ПАСЕ?
Именно на эти вопросы и будет отвечать Ассамблея, обсуждая «дело России». ПАСЕ задумается не столько о нашей стране, сколько о себе самой. Российско-грузинский конфликт – нестандартная ситуация. Обе страны являются членами ПАСЕ. В то же время Европа не намерена ссориться с Россией. Налицо прецедент, который Ассамблее придется как-то переваривать.
Скорее всего, никаких санкций на российскую делегацию наложено не будет. В Европе понимают, что такие санкции – не выход. Тем самым ПАСЕ ответит на вопрос о себе самой. В организации, способной решать актуальные проблемы, угроза наказания, лишения площадки для высказывания своих идей, исключения – эффективный механизм сдерживания. Организация, в которой таких механизмы отсутствуют или действуют не автоматически, а избирательно, никаких проблем решать не в состоянии. Разве что самим фактом существования давать российским депутатам повод регулярно ездить в Страсбург.