Признаюсь: я восхищен политической сметкой Курманбека Бакиева, президента Киргизии. Браво, господин президент, брависсимо! Считаю, что Курманбеку Салиевичу после выборов неплохо было бы совершить вояж по миру с мастер-классами. Поучить молодежь, неоперившихся птенцов мировой политики.
То, что Киргизия провернула с «Манасом» - подлинный шедевр. Мало кто сможет подписать два контракта, по обоим получить деньги, выполнить лишь один и сделать при этом вид, что выполняются оба.
Вообразим, что вы занимаетесь бизнесом, шьете и продаете спортивные костюмы с логотипом-звездочкой и хотите, чтобы известный поп-певец по имени Дима ходил в спортзал не в штанах ваших конкурентов, с цветочком, а в ваших. Вы заключаете с ним контракт. Переводите на его счет деньги. После этого он перезаключает договор с вашими конкурентами и вот уже резво крутит педали в шортах с цветочком. Вы ему: «Дима, как же так? Мы же договорились: никаких штанов с цветочком». А он вам в ответ: «Расслабься, чувак, это не штаны, а шорты. О шортах разговора не было».
Так и случилось с «Манасом». Напомню, что в феврале Москва простила Бишкеку 180 млн. долларов долга, еще 150 млн. подарила и еще выдала 300-миллионный кредит на 40 лет. Итого выходит 630 млн. Неплохо, но за что? Обозреватели и аналитики, как в России, так и за рубежом были почти едины во мнении: за закрытие «Манаса». За военное отсутствие США в Киргизии.
Несколько месяцев Бишкек с садистическим занудством закрывал «Манас». И вот, 22 июня в киргизской столице был подписан новый договор с США. По его условиям, легким движением руки военная база превращается в элегантный центр транзитных перевозок. Из США в Киргизию при этом поступят 170 млн. долларов. 20 млн. – на американо-киргизский фонд развития. 36,6 млн. – на строительство площадок и складов транзитного центра. 30 млн. – на приобретение нового аэронавигационного оборудования. 21,5 млн. – на борьбу с наркотрафиком. 10 млн. – на борьбу с терроризмом. Плюс 60 млн. непосредственно в бюджет Киргизии, в качестве платы за «услуги по предоставлению транзитного центра».
630 плюс 170. Выходит 800 млн. долларов – при сохранении статус-кво. Вот что называется выжать деньги из актива! Добавим, что транзитный центр сохранит всю инфраструктуру «Манаса». При этом Пентагон будет арендовать землю в районе авиабазы за дополнительные 20 млн. долларов. Военный эксперт Леонид Ивашов, комментируя ситуацию для «Интерфакса», заявил, что «все вернется к прежнему положению, другим будет только словесное оформление и более высокая плата за военное присутствие».
Если это так и 630 млн. – наша цена за смену вывески с «Холодный квас» на «Пиво, соки, воды», то налицо, безусловно, исключительно рациональная трата бюджетных денег.
Хочется привести еще одну цитату из Леонида Ивашова. Увесистую, жилистую цитату: «Поскольку все игроки большого центральноазиатского региона в той или иной мере являются участниками операции коалиционных сил в Афганистане, то действия Бишкека по выдавливанию американской авиабазы из «Манаса» выглядела бы как попытка Киргизии противостоять этой операции. Следует также учитывать, что Киргизия - крупный должник Международного валютного фонда и американских финансовых институтов, что в условиях международного финансово-экономического кризиса серьезно усиливало позицию США».
Разве в этих словах звучат какие-то внезапные озарения, неслыханные откровения? Разве это луч света, разрезающий тьму невежества? Разве этот набор аргументов был тайной за семью печатями в феврале, когда в Москве Курманбек Бакиев получал деньги? Кажется, нет. В таком случае хотелось бы просто понимать логику наших властей. Или видеть, как они извлекают уроки из допущенных ошибок.
Впрочем, можно сделать хорошую мину при плохой игре и пребывать в уверенности, что Москва в феврале заплатила Бишкеку за 48% акций ОАО «Дастан», производящего торпеды┘