В среду «НГ» писала о том, что в администрации президента РФ создана специальная комиссия по улучшению имиджа нашей страны за рубежом. Возглавит ее Сергей Нарышкин. Уже на следующий день тему подхватила иностранная пресса, в частности, газета The Wall Street Journal. Комиссия, как сообщается, будет предугадывать мировую реакцию на российские инициативы, тонко пиарить их. Заблаговременно готовить благодатную почву, на которую упадут наши семена. Конкретики пока известно мало, информация из Кремля просачивается скудная.
В России под храп заснувшего мертвецким сном гражданского общества любят создавать комиссии, общественные советы и прочие органы мозгового штурма. Они готовы заняться всем, бороться с курением, безнравственностью на ТВ и фальсификацией истории. Они всегда прилипают к начальственному телу и называются «советами при ком-нибудь» или «советами при чем-нибудь». Возможно, от них была бы какая-то польза, если бы не два «но». Первое «но»: большая часть комиссий и советов – это чайные клубы друзей и соратников, которые теперь собираются не спонтанно и «просто так», а организованно, под вывеской. Второе «но»: по какой-то странной прихоти загадочной русской души после создания совета или «принятия решения» вопрос считается чуть ли не закрытым.
Несколько лет назад государство российское сотворило англоязычный канал Russia Today все с той же целью – пиарить страну на Западе. Если теперь создается новая спецкомиссия, значит, канал не помог. По моему убеждению, он и не мог помочь. Ведущие западные издания (The New York Times, The Times, WSJ, Le Figaro и проч.) и телеканалы (CNN, Fox News, BBC) выступают в своих странах в роли opinion makers по любому вопросу. Они же формируют мнение и о зарубежных странах, их политике, экономике, общественной жизни. С ними не получится конкурировать, равно как и заставить их выкидывать коленца под свою дудку.
Все та же The Wall Street Journal опубликовала сегодня, 19 июня, результаты исследования «Как Европа воспринимает США». Речь идет все о том же имидже страны за рубежом. Что же выяснилось? Выяснилось, что большинство европейцев изменили свое отношение к США после избрания Барака Обамы президентом. Казалось бы, какая мелочь. Между тем, Обама стал символом отказа от вековых предрассудков. Он с первых же дней президентства заявлял, что его волнует международный имидж США, что его нужно улучшать. Он решил закрыть базу в Гуантанамо – негативное наследие эпохи Буша-младшего. Он протянул руку Ирану в ожидании, что тот «разожмет кулак». Он обещает вывести войска из Ирака. «Дешевый пиар!» - скажете вы. Соглашусь: конечно, пиар. Только не дешевый, а умелый и очень точный.
Пиарщики Обамы, как мне видится, исходят из следующего положения: сначала мы узнаем, за что нас ругают, а потом думаем, в чем мы можем пойти на уступки, не ущемив собственные интересы. В Кремле, похоже, намерены руководствоваться иной стратегией: мы узнаем, за что нас ругают, а потом делаем то же самое, что и прежде, но так, чтобы нас за это не ругали, а наоборот хвалили. Понятно, что проще, но мы не выбираем легких путей, они слишком узки для нас, слишком коротки для наших семимильных шагов.
У зарубежных «хулителей России» (любая критика, как известно, хула) очень скользкие носы, за них не ухватишься, за них не поводишь, как вздумается. Гораздо проще дружить со своими соседями. Не устраивать им молочные и газовые войны, равно как и войны с применением огнестрельного оружия. Не оскорблять чужих президентов. Не лупить дубинками людей, реализующих свое конституционное право. Не прессовать бизнес. Не писать учебники про эффективного менеджера Сталина. Иметь нормальный представительный парламент, свободную прессу и свободные выборы. Разве много? По-моему всего ничего.