Вчера российские информационные агентства сообщили: то ли в Чечне, то ли в Ингушетии убит чеченский полевой командир, лидер боевиков Доку Умаров. Официально информация пока не подтверждена. Тело, предположительно принадлежащее Умарову, забрали для идентификации военные. Как сообщает сегодня «Коммерсант» со ссылкой на неназванный источник в силовых структурах, о ликвидации «президента Ичкерии» будет объявлено┘ 12 июня, в День России. Труп припасли к празднику. Причем уже не в первый раз: некоторые российские СМИ вспомнили, что и сообщение о ликвидации Аслана Масхадова четыре года назад также приурочили к дате. К женскому дню 8 марта.
Если информация «Коммерсанта» подтвердится, то гражданам, которые 12 июня не войдут в ура-патриотический раж с гиканьем и улюлюканьем, останется лишь содрогнуться, вглядываясь в зловещую улыбку времени. И лишний раз задуматься над тем, действительно ли времена выбирают нас, а мы лишь решаем, как жить в выбравшее нас время. Или все-таки мы в силах как-то влиять на это время.
Конечно, на ум приходит советская традиция «достижения к дате». Читаем «Комсомольскую летопись БАМа»: «22 апреля 1975 года. В день 105-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина завершено строительство временного совмещенного моста через реку Бурея┘ и автодорожного моста через реку Гилюй┘ 22 апреля 1977 года. В день 107-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина уложено «серебряное» звено на станции Маревая». К великим праздникам выполняли и перевыполняли нормы, готовили производственные рекорды. Историки спорят о том, приказывал ли Сталин брать Киев к 7 ноября или же это миф, порожденный периодом развенчания культа личности.
Современная Россия вместо того, чтобы отсечь этот реликтовый нарост и запихнуть его в музейную витрину, подняла традицию на щит, облачила в новые одежды и каждый год подкармливает. Нас призывают планировать свою половую жизнь так, чтобы «родить патриота ко Дню России». Ко Дням городов и республик сдают в эксплуатацию объекты, как будто речь идет о сакральных, установленных богами и мифическими героями датах. Теперь Умаров┘ Страну с праздником норовит поздравить каждый. Причем у каждого свои подарки, по мере способностей: кто дарит ребенка, кто – спортивную школу, кто – мост, кто – триколор над Останкинской башней, а кто – труп врага.
Еще в школьных учебниках приходилось читать, что движение народа к цивилизованности постепенно, step by step, «смягчает его нравы». Утверждение общее, спорное, безапелляционное, но в целом хотелось бы надеяться на его справедливость. Праздничное поздравление в виде тела чеченского боевика не имеет никакого отношения к смягчению нравов, оно лишь подпитывает агрессию и жестокость, точнее, направляет их на вполне конкретный объект.
Сегодня к празднику готовятся торжественно объявить о гибели боевика. Что завтра? Кто возьмется проследить искривления торжествующей мысли? Праздничные контртеррористические операции. Процессии кающихся олигархов-флагеллантов. Торжественное объявление имен фальсификаторов истории и публичное помещение их книг в спецхран (или вовсе сожжение). Оглашение обвинительных приговоров по делам «грабителей России» родом из лихих 90-х. Ничто так не поднимает патриотический дух, как вид поверженного и униженного врага. Или того, кто назначен врагом.
День государственной независимости – это, прежде всего, повод еще раз бросить взгляд на достижения страны. На ее ценности. Задуматься о том, каковы они, как они преображаются в изменчивом мире. Печально, если в ходе подобных размышлений перед глазами мелькают мертвые тела Басаева, Масхадова или Умарова, и вид их вызывает у нас пароксизмы необузданной радости, заставляет дух торжествовать. C боевиками, конечно, не нужно церемониться. Силовые ведомства успешно выполнили свою работу. Но такая гордость за страну загоняет нас обратно на дерево, с которого мы (хотелось бы надеяться) слезли.