Ги Лалиберте - очередной "космический турист". Фото Романа Смирнова
4 июня на пресс-конференции в Москве было официально объявлено имя следующего космического туриста. Им стал владелец «Цирк дю Солей» канадец Ги Лалиберте. Он также является основателем фонда «One Drop» (Одна капля). Согласно заявлению «Роскосмоса», распространенного на мероприятии, г-н Лалиберте отправится на орбиту в составе экипажа «Союза ТМА-16» 30 сентября текущего года. Командиром корабля будет россиянин Максим Сураев, борт-инженером – астронавт НАСА Джефри Уильямс. Как и предыдущие шесть «туристов», Ги Лалиберте проведет на МКС около 10 суток.
Новый член экипажа «Союза» - личность по-своему уникальная. Его предшественники так или иначе имели отношение к космосу или науке, во всяком случае сфера их деятельности не лежала в области шоу-бизнеса. Они проводили научные эксперименты по своим программам, имели совершенно четкие цели на полет. Объявленная цель полета г-на Лалиберте – привлечение общественного внимания к общемировой проблеме с чистой питьевой водой. Этим вопросом занимается и фонд, основанный космонавтом-туристом. Как и каким образом орбитальный полет может привлечь внимание к этой безусловно важной проблеме, осталось не совсем понятным, тем более, что, по словам самого Ги, программа экспериментов на борту еще не утверждена. То есть, что именно будет исследовать космонавт, - не ясно. Однако известно, что для орбитального полета Ги и поэт Клод Пелокен готовят поэму.
Назначение на полет Ги получил, по его словам, достаточно неожиданно – освободилось место на «Союзе», и компания «Спейс Эдвенчерс» предложила это место ему. Сколько стоит «билет», Лалиберте не сказал, но отметил, что вложения в полет – это вложения в его фонд и в дело информирования населения планеты о проблемах с чистой питьевой водой. Кстати, по мнению некоторых экспертов, в скором времени чистая вода будет гораздо дороже углеводородов.
Как бы то ни было, это будет довольно необычное посещение орбиты необычным человеком. Вскоре после возвращения Ги Лалиберте на Землю, его «Цирк дю Солей» покажет свою программу в Москве.
Полет в космос пока еще не стал рутиной, по крайней мере, для стран, у которых нет постоянных пилотируемых программ. Достаточно вспомнить, какой восторг вызвал у корейцев полет Йи Сойон. Канада, конечно, не Южная Корея и к космическим программам имеет самое непосредственное отношение. Чего только стоят их знаменитые манипуляторы, которые ранее устанавливались на «Шаттлах», а с недавнего времени канадский робот-манипулятор «Декстер» работает на МКС. Ко всему прочему, в сентябре на орбите будут сразу два канадских космонавта.
У журналистов возник вопрос к вице-президенту «Спейс Эдвенчерс» Сергею Костенко, почему на орбиту не летят российские бизнесмены. Г-н Костенко ответил, что некоторые бизнесмены и политики проявляли заинтересованность в участии, но до подписания контракта так и не дошло. Дело, как считает Костенко, вовсе не в деньгах: «Им, наверное, просто пока не до космоса». Кстати одно время ходили упорные слухи о том, что своего представителя на орбиту собирается послать партия «Единая Россия».
Не секрет, что желающих слетать в космос на Земле очень много. Но далеко не все готовы выложить за полет 25-30 млн. долл. Для них уже практически готова программа суборбитальных полетов, продвигаемая фирмой «Вирджин Галактик». Билет на борт корабля будет стоить около 15 тыс. долл., но и полет будет гораздо «ниже» и не в пример короче. Подобного рода бизнес мог родиться и не в США. В России гораздо больше, на мой взгляд, предпосылок для возникновения суборбитального космического туризма. Одно дело продавать места в «Союзах», а другое дело – создать индустрию космического туризма на стыке авиационных и ракетных технологий, которая загрузит работой множество лабораторий и заводов. Многое из того, к чему инженеры «Вирджин Галактик» шли долгим путем проб и ошибок, есть в России хотя бы на уровне разработок. Например, самолет-носитель, или технологии изготовления корабля многоразового использования, которые остались не полностью востребованными. Опять же на уровне неподтвержденной информации в прошлом году стало известно, что некая неизвестная компания заказала фирме Мясищева разработать самолет-носитель для заброски пассажирской капсулы на орбиту. Потому что именно у КБ Мясищева есть наработки подобного типа самолетов.
Ги Лалиберте, кстати, выразил надежду на то, что очень скоро возможность полететь в космос будет у многих и не столь богатых людей.