Как сообщает газета «Украинская правда», ссылаясь на собственные анонимные источники, в субботу 30 мая Юлия Тимошенко и Виктор Янукович согласовали: а) проект «Большого договора» о создании широкой коалиции; б) текст новой Конституции. Коалиции якобы отмерили срок до 2024 года. Согласно новой Конституции, президента будет избирать парламент, а полномочия нынешнего состава Рады будут продлены до 2014 года. Понятно, что анонимность источника освобождает редакцию от ответственности. Известно, что украинские правящие коалиции живут недолго и умирают юными, а силы межпартийных пактов хватает лишь на сиюминутное сотрясение «политикума». Тем не менее, сообщения украинской прессы настораживают, если не сказать – тревожат.
При всех языковых, национальных и историко-политических перегибах, я симпатизирую строительству демократии в молодом украинском государстве (пишу это без доли иронии), и тревожными в данной ситуации мне кажутся вовсе не фигуры Тимошенко и Януковича, а сам механизм, о котором они договариваются. Все мы помним, что переход «оранжевых» к власти в 2004-2005 годах сопровождался принятием поправок к украинской Конституции. Леонид Кучма руководил президентско-парламентской республикой, Виктор Ющенко возглавил уже парламентско-президентскую республику, а новому президенту, получается, достанется «чистый парламентский вариант».
Сама система, в которой парламент избирает президента страны, на мой взгляд, не слишком хороша для строящейся демократии. Именно такой демократией по-прежнему является Украина – притом, что в этой стране существуют и полноценно функционируют демократические институты (свободная пресса, публичные политические дебаты, политические партии, получающие поддержку от независимого бизнеса). Чем больше у граждан таких стран возможностей пользоваться своим избирательным правом непосредственно, а не руками и голосами уже раз избранных «слуг народа», тем лучше. Однако система выборов как таковая – это еще полбеды. Беда – это тенденция постоянно менять правила игры (то есть Конституцию) и приурочивать эти перемены к президентским выборам.
Представим себе поединок двух боксеров-тяжеловесов за пояс чемпиона мира по версии какой-нибудь авторитетной ассоциации или федерации. Вот они лупят друг друга в 12 тяжелейших раундах. По разу оказываются на полу. По разу арбитр открывает им счет. По глазу у них подбито. Сил нет. В результате один побеждает другого по очкам и забирает пояс. Через полгода назначается матч-реванш. Однако организаторы вдруг решают изменить правила его проведения: пусть победителя определяет, например, взвешивание. Или пусть победит тот, кто первым нанесет точный удар. Или пусть дерутся не только кулаками, но и ногами. Матч-реванш проводят, и побеждает тот, кто проиграл в первом поединке. Равноценные победы? Нет. И дело даже не в легкости или сложности процедуры, а в том, что процедур, по сути, две.
Или, например, пусть победителю первой встречи вручают полноценный пояс чемпиона, а победителю матча-реванша – половинку пояса. Или четвертинку. Наподобие четвертинки столичного батона.
Коалиции в демократических странах – норма. Но это вовсе не означает, что коалиции (в том числе и широкие) создаются на веки вечные. Речь идет о временном тактическом шаге сил, ведущих борьбу за власть. Так вот, временные политические образования не должны следить на базовых принципах, к каковым относится Конституция. Основной закон должен оставаться незыблемым и меняться лишь в случае крайней необходимости.
Виктор Ющенко, кстати, уже заявил о намерении провести референдум, если проект новой Конституции будет предложен парламенту. Часто приходится читать и слышать, что Ющенко – чуть ли не главный тормоз всех прогрессивных процессов в Украине. Однако в данной ситуации он совершенно прав. Не может стержень государства и стержень демократии (то есть, опять же, Конституция) представлять собой наслоение вытребенек политических сил, то и дело застывающих в разнообразных конфигурациях.
Эффективная демократия возможна только тогда, когда участники политической борьбы и стоящие за ними социальные группы договариваются о правилах и ценностях. Раз и навсегда, с частными вариациями. В Украине процесс складывания, оформления ценностей, судя по всему, продолжается. И конца ему пока не видно.