На прошлой неделе премьер Владимир Путин, находясь в Сочи, катал журналистов на недавно приобретенном автовазовском джипе. Выкрашенную в цвет военной униформы машину Путин купил специально для рыбалки. Некогда этот джип носил название «Нива», но сейчас за ним официально закреплено иное наименование – «Лада 4Х4». И все было бы мило и расчудесно, если бы зоркое журналистское око не разглядело одну досадную деталь: металлический «кенгурин» (в народе – «кенгурятник»), закрепленный на бампере автомобиля. Вот уже несколько лет, как металлические «кенгурины» запрещены для использования на дорогах общего пользования. Понятно, что дорога, по которой едет Путин, автоматически превращается в дорогу его единоличного пользования, но все-таки┘ Не лучший пример для граждан, согласитесь.
Вне зависимости от занимаемой должности Владимир Путин воспринимается в России не как избранный или назначенный менеджер, а как некий национальный и даже моральный лидер. Быть моральным лидером вообще-то сложнее, нежели менеджером. Каждый шаг лидера, каждый жест в объективе фото- или видеокамеры превращается (вне зависимости от желаний и намерений лидера) в мессадж, в сообщение, послание народу: делай то, не делай это. Думаю, Путин это хорошо понимает, отсюда демонстративная жесткость, сухость, скованность, отсюда непроницаемая для СМИ оболочка, облегающая его семейную и личную жизнь.
Но вот сам Путин решается на непротокольный жест, выкатывает автовазовский джип и тем самым пытается нечто сообщить гражданам. Что сообщить – вполне понятно. Дескать, «поддержите отечественного производителя, покупайте российские машины; вот и я сам, чтобы вы не сомневались, обзавелся такой продукцией, так что берите смело!» Допустим, сообщение было гражданами принято. К примеру, блоггер под ником rovego выложил в своем ЖЖ фото новой машины Путина с такой подписью: «Наш премьер и его Нива. 21214 - никаких новомодных Шевролей. Я сегодня тоже свою Ниву еду регистрировать. И тоже двухдверку. :) Только кенгурятник пришлось снять - знающие люди предупредили, с кенгурятником в ГИБДД на учет не поставить».
Хорошо, что блоггер под ником rovego послушал «знающих людей». Но представим себе, что «знающих людей» под рукой не оказалось. Человек видит Путина с «Ладой 4Х4», идет в австосалон, покупает себе такую же машину, затем отправляется регистрировать ее в ГИБДД, а там его ожидает разочарование. Потому как с металлической штукой на бампере, которую он видел на фото премьерской машины или же в сюжете программы «Вести», гаишники отказываются регистрировать его «Ладу». У гражданина, как сказали бы привыкшие изъясняться вычурно умники, случается «фрустрация экспектаций». Неужели моральный лидер зарегистрировал джип в обход общих правил? Или сотрудники ГИБДД безнадежно отстали от русской жизни и не в курсе, что сегодня можно, а что нельзя? Срочно фотографию премьерской покупки в студию!
В октябре 2007 года Путин катал по Москве на «Мерседесе» французского президента Николя Саркози. На фото, которые обошли потом печатные и электронные СМИ, отчетливо видно, что Путин не пристегнул ремень безопасности. Между прочим, это нарушение правил дорожного движения, чреватое штрафом в 500 рублей. История повторилась уже в феврале 2008 года, когда Путин вместе с Виктором Зубковым опять же на «Мерседесе» инспектировали туннель в Сочи. Ремень вновь не был пристегнут. Получается, что ГИБДД проводит социальную акцию под лозунгами вроде «Пристегнись, или езжай на метро!», а национальный лидер игнорирует этот посыл и ненароком передает чиновникам и простым гражданам мессадж обратного содержания. На месте гаишников я бы не слишком удивлялся, если водитель, не пристегнувшийся ремнем безопасности, отказался бы выплатить 500-рублевый штраф, ссылаясь при этом на пример Путина. А на месте такого водителя я и вовсе брал бы с собой в дорогу фото национального лидера за рулем, распечатанное из Интернета.
Что мешает Владимиру Владимировичу пристегнуться? Что мешает ему обшить кенгурятник кожей? Кажется, абсолютно ничто не мешает (да и что вообще может помешать национальному лидеру?!) Тогда почему бы не подправить две-три мелочи и сделать жест, рассчитанный на отклик общества, безукоризненным? Я практически уверен, что все вышеперечисленное Путин делал «не со зла». Он просто не обратил на мелочи внимание. Бывает. Но ведь есть же у Владимира Владимировича некая команда, помощники и прочие индивиды схожих занятий. Они могли бы подсказать и посоветовать. Странно, что этого не произошло. Быть может, сама атмосфера во взаимоотношениях помощников с начальником не располагает к тому, чтобы давать шефу советы. Не знаю, не знаю┘
Честно говоря, не думаю, что народ вслед за Путиным бросится в салоны «Автоваза» за «Нивами» и «Ладами 4х4». Более того, не думаю, что премьеру вообще стоило проводить такую агиткампанию и лоббировать интересы убыточного предприятия. Лучше бы премьер активнее участвовал в социальных акциях: «Пристегнитесь!», «Читайте детям книги!», «Занимайтесь спортом!», «Бросайте курить, вставайте на лыжи!» Так сказать, бросал бы свой моральный авторитет на нужные весы.